Два письма З. Фрейда — Вильгельму Флиссу из памфлета Ричарда Пфеннига (1906)
Публикуем материал касающийся истории окончательного разрыва Фрейда и Флисса.
Два нижеприведенных фрагмента писем (от 23.07.1904 и 27.07.1904), без какого-либо согласия со стороны Фрейда, были опубликованы в шестидесятистраничном памфлете Ричарда Пфеннинга под названием «Вильгельм Флисс и очередные первооткрыватели. О. Вейнингер и Г. Свобода», изданного в начале 1906 года. Через пару месяцев, и в том же издательстве, Флисс опубликует свое собственный памфлет под названием «По праву владения. Против Отто Вейнингера и Германа Свободы», в котором, повторно придаст огласке часть своей переписки с Фрейдом. Он еще не раз публично обвинит последнего в недобросовестности и в потворствовании плагиату. Так, в краткой обзорной статье, вышедшей 28 июля 1906 года, в 43 номере журнала «Будущее», Вильгельм Флисс напишет: «письма которые я предоставил в качестве доказательного материала, демонстрируют, не только бесцеремонное распоряжение чужими идеями, но и раскрывают психологические мотивы которые привели Фрейда к столь бездумному поступку».
О Ричарде Пфеннинге известно не много. В многочисленных упоминаниях он непременно фигурирует как берлинский библиотекарь, друг и приверженец идей Флисса. Сам Вильгельм Флисс в заметке «По праву владения» размещенной в конце книги «Жизненный процесс: основание точной биологии» именует его «королевским библиотекарем из Берлина д-ром Ричардом Пфеннингом». Питер Гай — известный биограф Фрейда, дополнительно назвал его публицистом, Фрэнк Дж. Саллоуэй — американский психолог, к роду деятельности Пфеннига прибавил математику и историю.
Для того чтобы вы лучше могли соотнести опубликованную часть писем Фрейда с неопубликованной, а также увидеть определенную избирательность Пфеннинга-Флисса при обнародовании личной переписки, мы приводим полную версию писем от 23.07.1904 и 27.07.1904 из «Briefe an Wilhelm Fliess: 1887 — 1904: Ungekürzte Ausgabe», перечеркнув опущенные в 1906 году части.
Письмо Фрейда — Флиссу от 23.07.1904. (Книга Р. Пфеннинга, стр. 26-27)
Дорогой Вильгельм
Я тоже считаю, что покойный Вейнингер был грабителем с найденным ключом.
Здесь всё, что мне об этом известно. Свобода, будучи его близким другом и уже получившим от меня представление о бисексуальности — неизменно проявляющейся во время каждого лечения, однажды, как он сам рассказывает, обнаружив, что Вейнингер занимается сексуальной проблематикой, подбросил ему слово «бисексуальность», после чего тот хлопнул себя по лбу и побежал домой, писать свою книгу. О правдивости этот рассказа, я, конечно, судить не берусь.
Впрочем, я думаю, что Вейнингер, причиной смерти которого стал якобы страх перед своей преступной натурой, вполне мог обнаружить идею бисексуальности и в другом месте, она фигурировала в литературе в течении некоторого времени. Схожесть в деталях, вероятно, объясняется тем, что однажды подведенный к идее, он [самостоятельно] смог прийти к некоторым верным умозаключениям, но в большинстве своем, — ошибочным. Да и Свобода ничего дополнительного ему не раскрыл, нечего было раскрывать, так как от меня он узнал только то, что происходит в процессе лечения – [знание] о сильном гомосексуальном влечении, встречающемся у каждого невротика.
Свобода не является, как ты пишешь, моим учеником. Он пришел ко мне как тяжело больной пациент и получил от меня ту же помощь и узнал ровно столько же, что и другие. Я не имею отношения к его открытию, оно скорее связано с твоими идеями. Его книгу перед публикацией не читал. По прочтении же, я был весьма изумлен своеобразию невротической благодарности, тем как он использовал свои наблюдения для борьбы с моей теорией сновидений. Он просто использовал меня, наконец, даже для того, чтобы раздобыть себе издателя, что я, памятуя о его качествах как работника, с категорическим отказом от ответственности за его работу и сделал. Я привык принимать только те решения, о которых не сожалею впоследствии.
В настоящее время я заканчиваю «Три очерка по теории сексуальности», где по возможности избегаю темы бисексуальности. Я не могу этого сделать в двух местах: в объяснении сексуальной инверсии — тут я захожу настолько далеко, насколько позволяет литература (Крафт-Эбинг с предшественниками, Кирнан, Шевалье и остальные), и,при упоминании гомосексуального влечения у невротиков. Тут я планирую добавить примечание, что необходимость этого вывода определена твоими наблюдениями и замечаниями. Впрочем, ты можешь предложить мне любую другую схожую формулировку. Остальное касается инфантильной сексуальной жизни и частностей сексуального влечения.
С сердечным приветом,
Твой Зигм.
Письмо Фрейда — Флиссу от 27.07.1904. (Книга Р. Пфеннинга, стр. 29-31)
Вижу, что должен тебе больше, чем предполагал вначале, поскольку я изумлен тем, как за жалобами на ученика Свободу забыл упомянуть визит Вейнингера, который, безусловно, помню. Все было так как тебе рассказал Ри. Переданная мне рукопись, своими формулировками сильно отличалась от недавно изданной книги; я был немало обеспокоен главой об истерии написанной ad captandam benevolentiam meam ради, но всепронизывающая идея бисексуальности, была, конечно же, очевидна и я не мог не сожалеть тогда, что через Свободу, это я уже понимал, передал твою идею ему. Вкупе с моим собственным покушением на твое первенство [в этом вопросе], я теперь понимаю свое отношение против Вейненгера и последовавшее забвение.
Я все же не думаю, что должен был кричать тогда: держите вора! Прежде всего, это ни к чему бы не привело, потому как вор с таким же успехом мог заявить, что это его собственная находка. Подобные идеи не могут быть запатентованы. Можно держать их при себе — и делать это крайне последовательно, если важно сохранить преимущественное право владения. Отпустишь их и они пойдут своим путем. В то время мне уже была известна литература объясняющая истерию [1] через идею бисексуальности. Признай, что для находчивого ума не составит труда сделать шаг от частного к общему и распространить бисексуальную предрасположенность на всех сразу, однако это не умоляет того, что впервые этот шаг сделан тобою. Лично для меня, ты всегда (с 1901-го) был автором идеи бисексуальности; боюсь, что после изучения литературы ты увидишь, что многие, как минимум очень близко к тебе приблизились. Упомянутые имена ты можешь найти в моей рукописи, я не взял с собой книг, из-за чего не могу предоставить более точных данных, ты наверняка найдешь их в «Половой психопатии» Крафта-Эбинга. Как раньше, так и сейчас я уверен, что не сообщил Свободе каких-либо подробностей из твоих сообщений. Всеобщая бисексуальная предрасположенность — это все, что требуется мне в процессе лечения. После публикации наблюдений, которыми я откровенно поделился в «Обыденной жизни», я пришел к мысли, что один из нас рано или поздно пожалеет о времени неограниченного обмена идеями, поэтому небезуспешно попытался забыть детали твоих сообщений. Сейчас я делаю это открыто, но в то время, пусть и подспудно, я конечно же корил себя за то, что позволил своей щедрости с неосмотрительностью коснуться принадлежащего тебе. Позволю себе предположить, что урон, нанесенный тебе Вейнингером весьма незначительный, потому как его опус никто не воспринимает всерьез, и ты сможешь, если посчитаешь нужным, во всем разобраться. Воровать не так просто как представлял себе Вейнингер, это утешает меня, хочется верить, что и тебя тоже.
О том, что этот случай, в котором ты упрекаешь меня, пробудил давно уснувшую переписку сожалеешь не ты один. Но не моя вина, что ты нашел время и желание переписываться со мной лишь по столь незначительному поводу. За последние несколько лет — рубежом стала «Обыденная жизнь» — ты перестал интересоваться мною, моими родными, да и тем чем я занимаюсь. Сейчас я примирился с этим и подобной необходимости больше не испытываю. Тебя не виню, поэтому прошу не отвечать на эти строки.
У меня есть другая просьба. Всю свою жизнь я распространялся своими мыслями, не справляясь о их будущем. Без лишнего чувства вины [Selbstkränkung] могу признать, что тому или иному я научился у других. Но я никогда не выдавал чужое за свое, это могут позволить себе только такие люди как Гартнер. И сейчас, с бисексуальностью, я не хочу быть в позиции против тебя, менее всего после того, как в схожих обстоятельствах ты выказал свое расположение одному и недовольство мною (случай Свободы). Тем не менее, будь добр, помоги разделаться с моим смущенным положением, прочитав откорректированные замечания о бисексуальности в моих недавно законченных «Очерках по теории сексуальности», внеся туда устраивающие тебя поправки. Я вполне могу отложить публикацию до тех пор, пока ты не представишь свою Биологию общественности. Но я не знаю, когда это произойдет. Вряд ли ты будешь спешить из-за меня. Между тем я совсем ничего не могу сделать, даже закончить «Остроту», которая в одном особенно важном месте касается теории сексуальности. Конечно же, ожидание твоей публикации пользы мне не принесет, но иначе я не смогу обойти тему бисексуальности так, как сейчас, когда я вынужден объясняться, и по всей видимости, заниматься новыми работами. С другой стороны, у меня до того мало связанного с бисексуальностью, как впрочем и другого заимствованного у тебя ранее, что я могу отдать должное твоему участию несколькими комментариями. Я лишь должен быть уверен в том, что ты согласен с ними и не находишь там поводов для дальнейших обвинений.
В ожидании твоего ответа
С сердечным приветом
Зигм.
P.S. Мёбиус посвятил книге Вейнингера брошюру под названием «Пол и непристойность», Которую я естественно также не взял с собой. В ней он присваивает себе различные идеи Вейнингера. Тебе наверняка будет интересно узнать какие именно.
Сноски:
[1] Пфеннинг при цитировании данного письма допустил единственную, но полезную для аргументации Флисса неточность, делающую данное высказывание ложным. У Фрейда в этом месте использовано слово «инверсия».