Фрейд З. Замечания о «любви в перенесении» (1915)
Между врачем и пациенткой разыгралась бы только сцена, какая рассказывается в смешном анекдоте о пасторе и о страховом агенте. К неверующему и тяжело больному агенту, по настоянию родных, приглашается благочестивый муж, чтобы перед смертью обратить его в веру. Беседа длится так долго, что у ожидающих родных явилась надежда. Наконец открывается дверь из комнаты больного. Неверующий в веру обращен не был, но пастор ушел застрахованный.
Библиографический индекс: | 1915a |
Библиографическое название: | Bemerkungen uber die Ubertragungsliebe (Weitere Ratschlage zur Technik der Psychoanalyse, III) |
Существующие переводы на рус. яз.: | 1. Замечания о «любви в перенесении» (Вульф М.В., Москва, Госиздат, 1923) — наст.; 2. Заметки о любви в переносе (Перевод Вульфа М.В. в редакции Ромашкевича М.В., Москва, ИОИ, 2003) 3. Замечание о любви в переносе [Заметки о любви-переносе] (Боковиков А.М., Москва, СТД, 2008); |
Источник (нем.): | In: Internationale Zeitschrift fur Arztliche Psychoanalyse, Jahrgang 3, Heft 1, Januar, Leipzig und Wien, Hugo Heller & Cie., 1915, S. 1-11. G.W., Bd. 10, S. 306-321. |
Источник (рус. наст.): | Freud S. Методика и техника психоанализа. Москва-Петербург: Государственное издательство, 1923, стр. 102-113 |
Перевод с немецкого (наст.): | Вульф М.В. |
Последняя редакция текста: | freudproject.ru Last updated: 30 ноября, 2024 at 23:51 пп |
Постоянная ссылка для цитирования в научных работах: | https://freudproject.ru/?p=14085 |
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕКСТ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ И ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ. | |
Заметили ошибку? Дайте нам знать, нажав на клавиатуре комбинацию клавиш CTRL + Enter |
Из цикла статей: «Дальнейшие рекомендации по технике психоанализа». Часть III.
Всякий, начинающий заниматься психоанализом, боится сначала трудностей, ожидающих его при толковании мыслей пациента и задач, возникающих перед ним в связи с воспроизведением вытесненного. Но ему предстоит скоро убедиться в незначительности этих трудностей, но вместо этого понять, что единственные и серьёзные трудности вытекают из необходимости овладеть перенесением.
Из всевозможных возникающих тут положений остановлюсь на одном, резко ограниченном, как вследствие частоты его к реального значения, так и вследствие его теоретического интереса. Я имею в виду тот случай, когда пациентка делает совершенно определённые намеки или прямо заявляет, что, как любая смертная женщина, влюбилась в анализирующего ее врача. Такое положение имеет свою как мучительную комическую сторону, так и серьезную: оно настолько запутано и обусловлено многими причинами, так неизбежно и так трудно разрешимо, что обсуждение его уже давно ответило бы жизненному интересу аналитической техники. Но так как мы сами не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими, то не очень-то спешили с выполнением этой задачи. Мы всегда сталкиваемся в этом вопросе с долгом врачебной тайны, без которой невозможно обойтись в жизни, но которая в нашей науке трудно выполнима. Поскольку литература психоанализа имеет отношение и к реальной жизни, здесь возникает неразрешимое противоречие. Недавно я в одном месте пренебрег врачебной тайной и намекнул, что такое же положение перенесения задержало развитие психоаналитической терапии в течение первых десяти лет [].
[1] К истории психоаналитического движения (1914d). Речь про затруднения Брейера в случае Анны О. (1895d).
Для хорошо воспитанного человека из публики или не специалиста — таким является идеальный культурный человек по отношению к психоанализу —любовные дела несравнимы ни с какими другими; они записаны как бы на особом месте, не допускающем никакого другого описания. Если поэтому пациентка влюбилась во врача, то он подумает, что в этом случае для нее возможны только два выхода: более редкий, когда все обстоятельства допускают постоянное законное соединение обоих и более частый, когда врач и пациентка должны разойтись, и начатая работа, имевшая целью исцеление, должна быть оставлена, как нарушенная элементарным событием. Разумеется, мы мыслим и третий исход, который как будто даже совместим с продолжением лечения, вступление в нелегальные и не рассчитанные на вечность определенные любовные отношения: но этот исход невозможен, как благодаря буржуазной морали, так и вследствие врачебного достоинства. И все же всякий, обращающийся к врачу за помощью, будет настаивать, чтобы аналитик его успокоил по возможности самым определенным обещанием, что третий исход совершенно исключается.
Вполне очевидно, что точка зрения психоаналитика должна быть совершенно другой.
Допустим случай второго выхода из положения, о котором идет речь. Врач и пациентка расходятся после того, как пациентка влюбилась во врача; лечение прекращается. Но состояние пациентки делает необходимым вторую аналитическую попытку у другого врача, тут скоро создается такое положение, что больная чувствует, что влюбилась во второго врача и таким же точно образом, если она и тут порвет и начнет снова, то в третьего и т д… Этот, несомненно, наступающий факт, являющийся, как известно, одним из основных положений аналитической теории, может быть использован двояким образом: в отношении анализирующего врача и в отношении нуждающейся в анализе пациентки.
Для врача он имеет значение очень ценного указания и хорошего предупреждения против возможного у него ответного перенесения [Gegenübertragung] [2]. Он должен признать, что влюбленность пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа. Об этом никогда не мешает напомнить. А для пациентки создается альтернатива: или она должна отказаться от психоаналитического лечения или должна примириться с влюбленностью во врача, как с неизбежной участью [3].
[2] Контрперенос. Переводчик данного текста Вульф М.В. переводил понятие «Gegenübertragung» как «ответное перенесение». Сложно сказать когда русские переводчики начали использовать современное вариант перевода. Фрейд мало писал про явление контрпереноса. Он упоминает о нем в своем докладе «Что ждет в будущем психоаналитическую терапию» (1910d) — примечание Алейникова С.В.
[3] Известно, что перенесение может проявиться и другими, менее нежными чувствами, но в настоящей статье вопрос об этом не может быть затронут.
Я не сомневаюсь в том, что родные пациентки решатся на первую из двух возможностей, между тем, как врач стоит за вторую возможность. Но я думаю, что в этом случае решение не должно быть предоставлено нежной — или вернее эгоистически ревнивой — заботливости родных. Решающим моментом должны быть интересы больной. А любовь родных не может вылечивать невроз. Психоаналитику незачем навязывать себя, но он может указать, что в некоторых отношениях он незаменим. Те из родных которые согласны с отношением Толстого к этой проблеме, могут остаться в полном обладании женой или дочерью, но должны постараться примириться с тем, что у них останется невроз и связанное с ним нарушение способности любить. В конце концов, происходит то же самое, что при гинекологическом лечении. Впрочем, ревнивый отец или муж жестоко ошибаются, думая, что пациентка избежит влюбленности во врача, если для избавления от ее невроза она приступит по его настоянию к какому-нибудь другому не аналитическому лечению. Вся разница состоит лишь в том, что подобная влюбленность, которой предстоит Достаться невысказанной и не анализируемой, никогда не окажет такого содействия выздоровлению больной, как это заставляет сделать анализ.
Мне известно, что некоторые врачи, применяющие анализ часто подготовляют пациенток к появлению любовного перенесения и даже приглашают их «постараться только влюбиться во врача, чтобы анализ лучше подвигался вперед». Более бессмысленной техники я не могу себе представить. Этим отнимается у данного явления убедительный характер самопроизвольности и создаются трудности, которые нелегко одолеть.
Сначала, правда, не похоже на то, что влюбленность в перенесении может дать что-нибудь полезное для лечения. Пациентка, даже самая послушная до того, вдруг лишилась понимания и интереса к лечению, не хочет ни слышать, ни говорить ни о чем, кроме своей любви, и требует ответной; она отказалась от своих симптомов или не обращает внимания на них, она объявляет себя даже здоровой. Вся сцена совершенно меняется, как будто бы игра сменилась ворвавшейся внезапно действительностью, словно пожар, вспыхнувший во время театрального представления. Кому, как врачу, первый раз приходится переживать подобное, тому нелегко сохранить аналитическое положение и не поддаться ошибке, что лечению действительно пришел конец.
Одумавшись, можно найтись и в этом положении. Первым делом нельзя забывать, что всё, мешающее продолжению лечения, может быть выражением сопротивления. Несомненно, что сопротивление принимает большое участие в возникновении бурных любовных требований. Ведь признаки нежного перенесения были уже давно заметны у пациентки, и ее послушание и ее податливость на все объяснения анализа, ее прекрасное понимание и высокую интеллигентность, проявляемую ею при этом, приходилось приписать ее направленности по отношению к врачу. Вдруг это все как бы унесено ветром. Пациентка перестала чтобы то ни было понимать, она вся как будто ушла в свою влюбленность, и это превращение выступает в определенный момент, как раз тогда, когда нужно ее заставить сознаться или вспомнить особенно неприятный и вытесненный отрывок из ее жизни. Влюбленность была уже раньше, давно, но теперь сопротивление начинает пользоваться ею, чтобы за-держать продолжение лечения, чтобы отвлечь весь интерес от работы, и чтобы поставить анализирующего врача в положение мучительного смущения.
Если поближе присмотреться, то можно в этом положении заметить также влияние осложняющих мотивов, отчасти присоединяющихся к влюбленности, а отчасти — особых видов выражения сопротивления. К мотивам первого рода относятся стремления пациентки убедиться в своей неотразимости, подорвать авторитет врача, принизив его до положения возлюбленного и всем, что кажется возможным воспользоваться при любовном удовлетворении. Можно допустить, что сопротивление пользуется объяснением в любви, как средством, чтобы испытать строгого аналитика, после чего в случае благосклонного ответа с его стороны он может ожидать, что’ будет поставлен на место. Но больше всего получается впечатление, что сопротивление agent provocateur усиливает влюбленность и преувеличивает готовность отдаться, чтобы потом тем настойчивее оправдать действие вытеснения ссылкой на опасность подобной невоздержанности. Все эти надстройки, которые в чистых случаях могут и не быть, были приняты, как известно, Альф. Адлером [Alf. Adler] за сущность всего процесса.
Но как должен вести себя аналитик, чтобы не потерпеть неудачи при таком положении, если для него несомненно, что лечение необходимо продолжать, несмотря на такое любовное перенесение, и перешагнуть через него?
Нетрудно настоятельной ссылкой на общепринятую мораль доказать, что аналитик никогда и никоим образом не должен ответить или принять предлагаемую ему нежность. Наоборот, он должен считать момент подходящим для того, чтобы отстаивать перед влюбленной женщиной нравственные требования и необходимость отказа и добиться от нее, чтобы она прекратила свои требования и продолжала аналитическую работу, преодолев животную часть своего «я».
Но я должен разочаровать в подобном ожидании, как в первой, так и во второй части. В первой части, потому, что я пишу не для клиентов, а для врачей, которым предстоит бороться с тяжелыми трудностями, и кроме того, ещё потому, что в данном случае я могу предписание морали свести к его происхождению, т.-е. к целесообразности. На этот раз я нахожусь в счастливом положении, имея возможность заменить требования морали требованиям аналитической техники, не. изменяя при этом результатов.
Но еще решительней я откажусь от второй части вышеуказанного предположения. Требовать подавления влечения отказа от удовлетворения и сублимирования, когда пациентка созналась в своем любовном перенесении, значило бы поступить не аналитически, а бессмысленно. Это было бы то же самое, как, если бы искусственными заклинаниями старались вызвать из преисподней духа и затем, ни о чем его не спросив, отправили бы его обратно. Ведь в таком случае довели бы вытесненное до сознания только для того, чтобы, испугавшись снова его вытеснить. Нельзя также обманывать себя и относительно успеха такого образа действия. Как известно, против страстей мало что сделаешь прекрасными речами. Пациентка почувствует только обиду и не преминет отомстить за нее.
Также мало могу советовать избрать серединный путь, который иному покажется особенно разумным, и который состоит в том, что говоришь, что будто отвечаешь на нежные чувства пациентки, избегая при этом всяких физических проявлений этой нежности, пока не удается установить спокойные отношения и поднять их на более высокую ступень. На это средство я могу возразить, что психоаналитическое лечение зиждется на правде. В этом заключается значительная доля его воспитательного влияния и этической ценности. Опасно покидать этот фундамент. Кто хорошо освоился с аналитической техникой, тот не в состоянии прибегать к неизбежной для врача иной раз лжи и надувательству и обыкновенно выдает себя, если иногда с самыми лучшими намерениями пытается. это сделать. Так как от пациента требуется полнейшая правда, то рискуешь всем своим авторитетом, если попадаешься сам на том, что отступил от правды. Кроме того, попытка пойти навстречу нежным чувствам пациентки не совсем безопасна, невозможно так хорошо владеть собой, чтобы не пойти иной раз вдрут дальше, чем сам того хотел. Я думаю поэтому, что не следует отрицать равнодушия, до которого дошел, благодаря своей сдержанности в ответном перенесении.
Я уже намекнул на то, что аналитическая техника возлагает на врача обязанность отказать жаждущей любви пациентке в требуемом удовлетворении. Лечение должно быть проведено в воздержании [Abstinenz] [4]. Я подразумеваю под этим не только физическое воздержание [Entbehrung] и лишение всего, чего больной желает, потому что этого не перенес бы никакой пациент. Но я хочу выдвинуть основное положение, что необходимо сохранить у больного потребность и тоску, как силы, побуждающие к работе и изменению, и не допустить того, чтобы они отчасти были успокоены суррогатами. Ведь нельзя предложить больным ничего, кроме суррогатов, так как вследствие своего состояния, пока не устранены вытеснения, больные не способны получить настоящее удовлетворение.
[4] Abstinenz происходит от латинского abstinentia — воздержание. См. также про психоаналитическое «правило абстиненции».
Сознаемся в том, что основное положение, требующее чтобы аналитическое лечение было проведено в воздержании, гораздо шире рассматриваемого здесь одиночного случая и требует детального обсуждения, чтобы очертить границы его осуществимости. Но мы не хотим этого делать здесь и по возможности будем строго придерживаться того положения, из которого исходили. Что случилось бы, если бы врач поступил иначе и воспользовался бы обоюдной свободой, чтобы ответить на любовь пациентки и удовлетворить ее потребности в нежности?
Если бы он захотел при этом руководствоваться расчетом, что такими уступками он обеспечит себе влияние над пациенткой и таким образом заставить ее разрешить задачи лечения, т.-е. навсегда освободить от невроза, то опыт покажет ему, что расчеты его неправильны. Пациентка достигла бы своей цели, а он своей — никогда. Между врачем и пациенткой разыгралась бы только сцена, какая рассказывается в смешном анекдоте о пасторе и о страховом агенте. К неверующему и тяжело больному агенту, по настоянию родных, приглашается благочестивый муж, чтобы перед смертью обратить его в веру. Беседа длится так долго, что у ожидающих родных явилась надежда. Наконец открывается дверь из комнаты больного. Неверующий в веру обращен не был, но пастор ушел застрахованный.
Для пациентки было бы большим триумфом, если бы ее любовные домогательства нашли ответ, но для лечения — полное поражение. Больная достигла бы того, к чему стремятся все больные в анализе: что-то совершить, воспроизвести что-то в жизни, что она должна была бы только вспомнить, воспроизвести, как психический материал и сохранить в психической области [5].
[5] См. статью: «Воспоминание, воспроизведение и переработка».
В дальнейшем течении любовной связи она проявила бы все задержки и патологические реакции своей любовной жизни, но корректура их уже не была бы возможной и закончила бы мучительное переживание тяжелым раскаянием и большим усилением своей склонности к вытеснению. Любовная связь кладет конец возможности оказать воздействие при помощи аналитического лечения; соединение обоих — бессмыслица.
Уступка любовным требованиям пациентки, таким образом также опасна для анализа, как и подавление их. Путь аналитика иной, такой, которому нет примера в реальной жизни. Нужно не уклоняться от любовного перенесения, не отпугивать его и не ставить пациентке препятствий в этом отношении: точно так же нужно стойко воздерживаться от всяких ответных проявлений на него. Нужно крепко держаться, любовного перенесения, но относиться к нему как к чему-то нереальному как к положению, через которое нужно пройти в лечении, которое должно быть сведено к первоначальным источникам своим и которое должно помочь раскрыть сознанию больной самое сокровенное из ее любовной жизни. Чем больше производишь впечатления, что сам далек от всякого искушения тем скорее удается извлечь из этого положения все его аналитическое содержание. Пациентка, сексуальное вытеснение которой еще не устранено, а только отодвинуто на задний план, почувствует себя тогда достаточно уверенной, чтобы проявить все условия любви, все фантазии ее сексуальной тоски, все детальные черты ее влюбленности и, исходя из них, сама сможет открыть путь к инфантильным основам ее любви.
У одного типа женщин, однако, эта попытка сохранить любовное перенесение для аналитической работы, не удовлетворив его, потерпит неудачу. Это — женщины с элементарной страстностью, не допускающей никаких суррогатов, дети природы, не желающие брать психическое вместо материального, которым, по словам поэта, доступны только «логика супа и аргументы галушек». У таких лиц стоишь перед выбором: или проявить ответную любовь или навлечь на себя всю ненависть отвергнутой женщины. Но ни в одном из этих случаев невозможно соблюсти интересы лечения. Приходится безуспешно отказаться от лечения и задуматься над вопросом, как возможны соединения наклонности к неврозу с такой неукротимой потребностью в любви.
Способ, как заставить постепенно прийти к аналитическому пониманию других менее активных влюбленных выработался у многих аналитиков одинаковым образом. Прежде всего, нужно подчеркнуть очевидное участие сопротивления в этой «любви». Действительная влюбленность сделала бы пациентку уступчивой, повысила бы ее готовность разрешить проблемы ее случая только потому, что этого требует любимый человек. Такое чувство охотно избрало бы путь к окончанию лечения, чтобы поднять свою цену в глазах врача и подготовить такую реальность, в которой любовь могла бы иметь место. Вместо этого пациентка оказывается своенравной и непослушной, потеряла всякий интерес к лечению и явно показывает отсутствие всякого уважения к глубоко обоснованным убеждениям врача. Она, следовательно, воспроизводит сопротивление в форме влюбленности и не задумывается перед тем, чтобы поставить врача в положение так называемой «двойной мельницы» [род карточной игры — примечание freudproject.ru].
Потому что, если он отклонит ее любовь, — что его заставляет делать долг и убеждения, —она сможет разыграть отвергнутую и отказаться от лечения у него из чувства мести и огорчения, как теперь это хочет сделать, вследствие мнимой влюбленности.
Вторым доказательством, что любовь эта не настоящая, может послужить утверждение, что чувство это не имеет ни одной новой черты, вытекающей из настоящего положения, а составлено исключительно из повторений и оттисков прежних, также инфантильных, реакций. Берешь на себя обязательство доказать это детальным анализом любовных проявлений пациентки.
Если к этим доказательствам прибавить еще некоторое количество терпения, то большей частью удается преодолеть трудность положения и продолжать работу с более умеренной или «опрокинутой» [umgeworfenen] влюбленностью, с целью открыть инфантильный выбор объекта и окружающие его фантазии. Я однако, хотел бы критически разобрать доводы и обсудить вопрос — говорим ли мы этим пациентке правду, или необходимость заставляет нас прибегнуть к помощи недомолвок или искажений. Другими словами: действительно ли нельзя считать реальной влюбленность, проявляющуюся во время аналитического лечения?
Я полагаю, что мы сказали пациентке правду, но не всю, не думая о последствиях. Из наших обоих доводов первый— наиболее сильный. Участие сопротивления в любовном перенесении — неоспоримо и очень значительно. Но ведь сопротивление не создало этой любви, оно находит ее уже готовой, пользуется только ею и преувеличивает ее проявление. И сопротивление также не лишает этого феномена характера чего-то настоящего. Второй наш довод — гораздо слабее; несомненно эта влюбленность представляет собою новое издание старых черт и воспроизводит инфантильные реакции. Но ведь это существенный признак всякой влюбленности. Не бывает влюбленности не воспроизводящей инфантильный образец; именно то, что составляет навязчивый, напоминающий патологический характер влюбленности, происходит от ее инфантильной обусловленности. Любовное перенесение может быть в известной степени менее свободно, чем бывающее в жизни и называемое нормальным, яснее показывает зависимость от инфантильного образца, оказывается менее гибким и изменчивым, но это все и не самое важное.
По чему можно вообще узнать истинность любви? По тому ли, на что она способна, по пригодности ее к достижению любовной цели? В этом отношении любовное перенесение не отстает, как кажется, ни от какой другой любви. Получается впечатление, что от нее можно всего добиться.
Итак, резюмируем: нет никакого основания оспаривать характер настоящей любви у влюбленности, проявляющейся во время аналитического лечения. Если она кажется так мало нормальной, то это вполне объясняется тем, что и обычная влюбленность, вне аналитического лечения, скорее напоминает ненормальные, чем нормальные душевные феномены. Но все же она отличается некоторыми чертами, укрепляющими за ней особое место. Она во-1-х, вызвана аналитическим положением, во-2-х, усилена сопротивлением, преобладающим в этом положении, и, в-3-х, она в высокой степени не принимает во внимание реальности, она менее умна, меньше задумывается над последствиями, ослепленнее в оценке любимого человека, чем это допустимо в нормальной влюбленности. Но нельзя забывать, что именно эти, отступающие от нормы черты, составляют сущность влюбленности.
Для поведения врача решающей оказывается первая из трех упомянутых особенностей любовного перенесения. Он вызвал эту влюбленность введением в аналитическое лечение для исцеления невроза; для него она является неизбежным результатом врачебного положения, подобно физическому обнажению больного или — сообщению жизненноважной тайны. Отсюда для него несомненно, что он не должен извлекать из него личных выгод. Готовность пациентки ничего в этом не меняет, а только взваливает всю ответственность на него. Ведь больная, как он должен знать, не ожидала никакого другого механизма исцеления. После счастливого преодоления всех трудностей она часто сознается в своей фантазии, с которой начала лечение: если она будет себя хорошо вести, то под конец получит в награду нежность врача.
Для врача соединяются этические и технические мотивы, чтобы удержать его от ответной любви; он не должен терять из виду поставленную себе цель, чтобы женщина, ограниченная инфантильной фиксацией в своей способности любить, получила возможность свободно распоряжаться этой чрезвычайно ценной и важной функцией, не истратив ее во время лечения, а сохранив ее для реальной жизни на тот случай, если бы жизнь после лечения предъявила к ней такие требования. Он не должен разыграть с ней сцены собачьих гонок, при которых, как приз, выставляется венок, сплетенный из колбасы, и который какой-нибудь шутник портит тем, что бросает на ипподром отдельную’ колбасу. Собаки бросаются на нее и забывают о гонках и о венке, манящем вдаль победителя. Я не стану утверждать, что врачу всегда легко держаться в этих предписанных ему этикой и техникой пределах, в особенности для молодого и свободного еще мужчины такая задача может казаться очень тяжелой. Несомненно, что половая любовь составляет одно из главных содержаний жизни, и соединение душевного и физического удовлетворения в любовном наслаждении является самым высшим содержанием ее. Все люди за исключением немногих чудаков-фанатиков и устраивают соответственно свою жизнь, только в науке стесняются это признать. С другой стороны для мужчины мучительна роль отвергающего и отказывающего, когда женщина ищет любви, и от благородной женщины, сознающейся в своей страсти, исходит, несмотря на невроз и сопротивление, несравненное очарование. Не грубо чувственное требование пациентки составляет искушение — оно действует скорее отталкивающим образом и нужна большая терпимость, чтобы считаться с этим, как с естественным феноменом. Более тонкие и сдержанные проявления желания женщины скорее являются опасными и могут заставить забыть технику и врачебный долг ради прекрасного переживания.
И все-таки уступка для аналитика исключается. Как высоко он не ценит любовь, он еще выше должен поставить случай, дающий ему возможность поддержать пациентку в решающий момент ее жизни. Она должна научиться у него преодолению принципа наслаждения, отказу близкого и доступного, но социально недопустимого удовлетворения в пользу более далекого, может быть, вообще более отдаленного, может быть, вообще не вполне достоверного, но психологически и социально безупречного. Для этого преодоления она должна пройти через самые первые периоды ее душевного развития и на этом пути приобрести, то увеличение душевной свободы, которой сознательная душевная деятельность — в систематическом смысле — отличается от бессознательной.
Таким образом, психоаналитическому терапевту приходится вести троякую борьбу:
с самим собой против сил, старающихся свести его с аналитического уровня;
вне анализа против противников, оспаривающих значение сексуальных влечений и запрещающих ему пользоваться ими в его научной технике,
и в анализе против пациентов, которые сначала держат себя как противники, а затем проявляют имеющую над ними власть переоценку сексуальной жизни и желающих пленить врача своей неукротимой — в социальном отношении —страстностью.
Публика, об отношении которой к психоанализу я говорил вначале, воспользуется вышеизложенным о любовном перенесении, как предлогом, чтобы обратить внимание света на опасности этой терапевтической методы. Психоаналитик знает. что работает с самым взрывчатым материалом и что должен соблюдать такую же осторожность и совестливость, как химик. Но разве химику запрещались когда-либо работы с нужными, благодаря их действию, взрывчатыми веществами вследствие связанной с ними опасности? Замечательно, что психоанализу приходится завоевывать все свободы, уже давно разрешенные другим видам врачебной деятельности. Я не стою за то, чтобы безобидные методы лечения были оставлены. Они вполне достаточны для некоторых случаев, и, в конце-концов, человеческое общество также мало нуждается в furor sanandi, как в какай либо другом фанатизме. Но мнение, что психоневрозы должны быть устраняемы при помощи операции с безобидными средствами, объясняется жестокой недооценкой происхождения этих болезней и их практического значения. Нет, в врачебных мероприятиях всегда, наряду с «medicina», останется место и для «ferrum» и для «ignis» а потому останется необходимым и правильный не ослабленный психоанализ, который не боится оперировать с самыми опасными душевными движениями и распоряжаться ими для блага больного.