Фрейд З. Заметка из ранней истории психоаналитической техники (1920)

Возьмите лист бумаги и записывайте три дня подряд без фальши и льстивости всё, что вам придет в голову. Пишите всё, что думаете о себе, о ваших женах, о турецкой войне, о Goethe, o криминальном процессе Fouks’a, о дне великого суда, о ваших начальниках — и по прошествии трех дней вы будете страшно поражены и удивлены своими новыми невероятными мыслями. Вот оно искусство стать в три дня оригинальным писателем»!

Библиографический индекс: 1920b
Библиографическое название: Zur Vorgeschichte der analytischen Technik
Существующие переводы на рус. яз.: 1. Заметка из ранней истории психоаналитической техники (Вульф М.В., Москва, Госиздат, 1923) — наст.;
2. К предыстории психоаналитической техники. (Боковиков А.М., Москва, СТД, 2008);
Источник (нем.): In: Zur Vorgeschichte der analytischen Technik. In: Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse, Jahrgang 6, Heft 1, Wien, Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1920, S. 79-81. G.W., Bd. 12, S. 309-312
Источник (рус. наст.): Freud S. Методика и техника психоанализа. Москва-Петербург: Государственное издательство, 1923, стр. 133-135
Перевод с немецкого (наст.): Вульф М.В.
Последняя редакция текста:  freudproject.ru Last updated: 28 ноября, 2024 at 13:07 пп 
Заметили ошибку? Дайте нам знать, нажав на клавиатуре комбинацию клавиш CTRL + Enter

В последней книге Havelоk Ellis’a, заслуженного исследователя в области сексуального вопроса и благородного критика психоанализа, носящей название «The Philosophy of Conflict and other Essays in War Time. Second Series», London 1919», имеется статья: «Psycho-analysis in relation to sex», в которой автор старается доказать, что создания творца анализа следует рассматривать не как научную работу, а как произведение искусства. В этом взгляде мы видим новый поворот сопротивления и отрицание анализа, хотя оно замаскировано чрезвычайно любезной, даже льстящей самолюбию формой изложения. Мы готовы поэтому самым решительным образом возражать против этого.

Но не это возражение составляет настоящий мотив нашего интереса, к очерку Havelоk Ellis’a, а тот факт, что благодаря своей, большой начитанности он сумел указать автора, который пользовался свободными ассоциациями, как особой техникой, и рекомендовал их другим, хотя и для других целей, и поэтому имеет право считаться в этом отношении предшественником психоаналитиков. «В 1857 году», пишет Havelok Ellis, «D-r J. J. Gагth Wilkinson, более известный, как поэт и мистик направления Swedenborg’a, чем как врач, опубликовал том мистических вольных стихотворений — сочиненный по новой, по его словам, методе, называемой им «Impression». «Нужно выбрать тему», говорит он, «или записать ее, когда это сделано, то на первую же мысль, пришедшую в голову (impression upon the mind) после написания заглавия нужно смотреть, как на начало разработки темы, независимо от того, кажется ли это слово или предложение странным или не относящимся к делу».

«Первое движение духа, первое слово, возникающее в голове и есть результат стремления углубиться в данную тему». Так: последовательно продолжают эту работу, и Garth Wilkinson говорит: «Я всегда находил, что это ведет к сути вещи, как будто вследствие влияния непогрешимого инстинкта». Эта техника, по мнению Wilkinsоп’а, соотвествовала бесконтрольному течению мыслей, требованию проявить себя, направленному к самым глубоким бессознательным душевным движениям. Он предупреждал, что необходимо отстранить волю и всякое размышление; нужно довериться вдохновению (influx), и при этом оказывается, что душевные способности направляются к незнакомым целям».

«Нельзя упускать из виду, что Wilkinson, хотя и был врачем, пользовался этой техникой для религиозных и литературных целей, а не для врачебных или научных, но вполне очевидно, что, по существу, это — психоаналитическая техника, объектом которой является собственная личность, лишнее доказательство того, что метод Freud’а представляет собой приемы художника (artist)».

Знакомые с психоаналитической литературой вспомнят тут прекрасное место из письма Sehiller’a к Körner’у, в котором великий поэт и мыслитель советует всякому, кто хочет быть продуктивным, обращать внимание на свободно приходящие в голову мысли. Возможно, что у многих мелькала мысль о новой будто бы технике Wilkinson’а, и систематическое применение ее в психоанализе кажется нам настолько доказательством художественного склада Freu d’а, сколько выводом из его убеждения, которого он держался с упорством предрассудка,— в глубокой детерминированности всех психических процессов. Отсюда самой близкой и вероятной возможностью являлась принадлежность свободно возникающей в сознании мысли к установленной теме,—что и подтверяодалось опытом психоапализа, поскольку слишком большое сопротивление не искажало предполагаемой связи.

Однако можно полагать, что, несомненно, ни Schiller, ни Garth Wilkinson не имели влияния на выбор психоаналитической техники. Но отношения более личного характера намечаются как будто совсем с другой стороны.

Недавно д-р Нugо Dubоvitz в Будапеште обратил внимание Фернеци на небольшую статью Ludvig’a Borne, содержащую всего только 4 1/2 страницы, написанную в 1823 году и помещенную в первом томе полного собрания его сочинений (издание 1862 г.). Статья озаглавлена: «Искусство стать в три дня оригинальным писателем» и отличается известными особенностями стиля Jean РauI’я, перед которым тогда преклонялся Borne. Она кончается следующими фразами: «А тут следует обещанное полезное применение. Возьмите лист бумаги и записывайте три дня подряд без фальши и льстивости всё, что вам придет в голову. Пишите всё, что думаете о себе, о ваших женах, о турецкой войне, о Goethe, o криминальном процессе Fouks’a, о дне великого суда, о ваших начальниках — и по прошествии трех дней вы будете страшно поражены и удивлены своими новыми невероятными мыслями. Вот оно искусство стать в три дня оригинальным писателем»!

Когда проф. Freud’а побудили прочесть эту статью Borne, он сделал ряд указаний, могущих иметь значение для освещения затронутого здесь вопроса об истории допсихоаналитического применения метода свободных ассоциаций. Он рассказал, что в 14 лет он получил в подарок сочинения Borne и сохранил эту книгу в течение 50 лет до настоящего времени — единственно уцелевшую у него с юного возраста. Это был первый писатель, в произведения которого он углубился. Он не может вспомнить статью, о которой идет речь, но другие статьи, помещенные в этом же томе, как-то, надгробная речь Jean Paul’ю, der Esskunstler, der Narr im weissen Schwan в течение многих лет неоднократно всплывали в его памяти без видимой причины. Особенно был он удивлен, когда нашел в указании, как стать оригинальным писателем, некоторые мысли которые его всегда занимали и казались верными, например: «У всех у нас замечается постыдная трусость перед мышлением. Цензура общественного мнения над произведениями нашего собственного духа подавляет нас больше, чем цензура правительства». (Здесь кстати упоминается цензура, появляющаяся в психоанализе, как цензура сновидений…) «Не ума, а характера не хватает большинству писателей, чтобы быть лучше, чем они есть… Откровенность—источник гениальности, и люди были бы умней, если бы были нравственней.»
Не исключается повидимому, возможность того, что этим указанием вскрыта, может-быть, часть криптамнезии, которую можно допустить во многих случаях кажущейся оригинальности.

[КОНЕЦ] 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: