Последний анализ. Публикуем «Моисей и Монотеизм»

Человек Моисей и монотеистическая религия

«Моисей и Монотеизм» – одна из тех книг, которая может быть хорошо понята лишь с учетом контекста своего времени и уже недостаточно – без. Посмотрите в какой период пишутся и публикуются первые статьи о Моисее:  Гитлер педалирует главную национальную идею.;мир осуждает Германию за огульный антисемитизм; Вена оккупирована нацистами, больной восьмидесятидвухлетний Фрейд эмигрирует в Лондон…

«Моисей и Монотеизм» – одна из тех работ, которая может быть положительно понята психоаналитиком и с обидой – дилетантом.

Отношение к этой книге до сих пор неоднозначно.

Да, Фрейд делится любопытными историческими наблюдениями и выводами. Да, книга «Моисей и монотеизм» это продолжение его антирелигиозной философии. Да, она во многом не бесспорна, но мы должны заметить главное. «Моисей и монотеизм» – это применение почти полувекового психоаналитического опыта для терапевтического анализа отдельно взятого народа. Это в первую очередь попытка лечения хронической болезни человечества под названием Антисемитизм. И, конечно же, это не пощечина еврейскому народу, не удар в спину со стороны психически неуравновешенного человека – как с легкостью обвиняет Фрейда его российский биограф Петр Люкимсон. Нет.

«Моисей…» это последовательный, неприлично атеистичный, болезненный семейный психоанализ человечества. Это продолжение идей Ницше о Смерти Бога и грядущей культуре Нового Человека. Фрейд уверен, антисемитизм – есть прямое следствие нашего далекого прошлого, темный всеискажающий свет из глубин коллективного бессознательного.  Конец антисемитизма – отравляющего жизнь многих образования, может прийти только с вымыванием «комплекса религии» и торжестве коллективного сознания над бессознательными фобиями.

Фрейд в итоге переоценил терапевтическое значение своей работы на современников. «Моисея…» не приняли. К книге отнеслись с занудством толкователей Талмуда. Как пишет тот же П. Люкимсон: «И сегодня эта работа Фрейда вызывает чувство глубокого отторжения у значительной части евреев — причем не только религиозных, но и тех, кто, будучи вполне светскими людьми, сохранил национальное самосознание и связь с еврейской культурой».

Последняя книга Фрейда была написана накануне переломного события XX века, сильно повлиявшего на ее искаженное восприятие. Тем не менее, она должна была быть написана, только и именно тогда. Время ее написания должно стать подсказкой в поисках реальных намерений Фрейда и контраргументом против обвинений в не адекватности и национальной подлости.

Читать книгу «Человек Моисей и монотеистическая религия» [Моисей и Монотеизм]

комментария 2

  1. А.Ф.:

    Справедливо ли использование здесь понятия «Коллективное бессознательное»? Фрейд разве принимал его?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: