Открывая червоточину. Публикуем «Сексуальность в этиологии неврозов»

1898 год. Девятнадцатый век стремительно близится к завершению. Фрейд занимается самоанализом и параллельно работает над «Толкованием сновидений» — первым словом Психоанализа в наступающем столетии. В эти годы, помимо названной статьи, будут опубликованы еще две: «О психическом механизме забывчивости» (1898b) и «О маскирующем воспоминании» (1899a).  

Статья «Сексуальность в этиологии неврозов» – этакая аннотация, рекламной буклет, трейлер если хотите, возвещающий о веке развертывания Психоанализа. Отношение к статье у Фрейда легкое, она по своей сути публицистическая и рассчитана на достаточно широкую публику.  

Примечательность таких вот ранних работ Фрейда заключается в том, что они дают возможность понять внутреннюю логику фрейдизма. Его суть. А  ее сложно не почувствовать. Фрейд  уловил главный принцип  функционирования «цивилизованной психики». В этом ему помогли предшествующие столетия, сформировавшие «культурную» мораль среднего европейца. Мораль, косо смотрящую на некоторые особенности биологического вида ее породившего.  

Этот принцип сложно было не нащупать – его присутствие ощущалось уже не на метафизическом, а на физическом уровне. К концу девятнадцатого столетия, он представлял собою невидимую стену, ударившись о которую, одни отделывались синяком, другие – разбитым носом. Принцип этот, проявил себя в последовательном Вытеснении сексуального. И прошу заметить, главное здесь, отнюдь не последнее.  

Будучи врачом-практиком, Фрейд заметил, как обнаруженная им закономерность, действует чуть ли не автоматически, не хуже базовых законов механики. Проблемы на которые жаловались его пациенты, после исключения физиологического генеза,  всегда – приводили к тайнам их сексуальной жизни – несколько извращенной из-за постоянного поиска компромисса между  не угасающим желанием и требованием просвещенного европейского общества.  

«Сексуальность в этиологии неврозов» и другие ранние статьи, –  косвенно являются сильнейшим аргументом против обвинений Фрейда в пансексуализме, так как отражают социально-культурную среду своего времени с присущим ему особенностями. Согласитесь, глупо называть человека с зонтом, приехавшего в Солнечную страну из мест где всегда идет дождь, навязчивым типом или параноиком. И это при том, что эти называющие – сами из этой страны. По этой причине, «древние» и «абсурдные», «принижающие» заключения и наблюдения Фрейда еще очень долго останутся актуальными. 

Совсем, не Пансексуализм, а указание на Источник человеческой уникальности  описанный такими понятиями как  бессознательное, вытеснение, сублимация, либидо,  является заслугой Фрейда. И именно она дает нам право называть его одним из столпов современной теорий личности.

Читать статью «Сексуальность в этиологии неврозов» (1898a)

1 Response

  1. Герман:

    Интересно. Фрейдизм это не всесексуализм? Чтобы сказал на это мой учитель по истории философии? Ну с Фрейдом все понятно — любил говорить он, — тот все объяснял сексом. Развратный старикашка….
    Хорошо, хоть не посмеивался при этом, был бы повод подумать о его душевном здоровье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: