Открывая червоточину. Публикуем «Сексуальность в этиологии неврозов»
1898 год. Девятнадцатый век стремительно близится к завершению. Фрейд занимается самоанализом и параллельно работает над «Толкованием сновидений» — первым словом Психоанализа в наступающем столетии. В эти годы, помимо названной статьи, будут опубликованы еще две: «О психическом механизме забывчивости» (1898b) и «О маскирующем воспоминании» (1899a).
Статья «Сексуальность в этиологии неврозов» – этакая аннотация, рекламной буклет, трейлер если хотите, возвещающий о веке развертывания Психоанализа. Отношение к статье у Фрейда легкое, она по своей сути публицистическая и рассчитана на достаточно широкую публику.
Примечательность таких вот ранних работ Фрейда заключается в том, что они дают возможность понять внутреннюю логику фрейдизма. Его суть. А ее сложно не почувствовать. Фрейд уловил главный принцип функционирования «цивилизованной психики». В этом ему помогли предшествующие столетия, сформировавшие «культурную» мораль среднего европейца. Мораль, косо смотрящую на некоторые особенности биологического вида ее породившего.
Этот принцип сложно было не нащупать – его присутствие ощущалось уже не на метафизическом, а на физическом уровне. К концу девятнадцатого столетия, он представлял собою невидимую стену, ударившись о которую, одни отделывались синяком, другие – разбитым носом. Принцип этот, проявил себя в последовательном Вытеснении сексуального. И прошу заметить, главное здесь, отнюдь не последнее.
Будучи врачом-практиком, Фрейд заметил, как обнаруженная им закономерность, действует чуть ли не автоматически, не хуже базовых законов механики. Проблемы на которые жаловались его пациенты, после исключения физиологического генеза, всегда – приводили к тайнам их сексуальной жизни – несколько извращенной из-за постоянного поиска компромисса между не угасающим желанием и требованием просвещенного европейского общества.
«Сексуальность в этиологии неврозов» и другие ранние статьи, – косвенно являются сильнейшим аргументом против обвинений Фрейда в пансексуализме, так как отражают социально-культурную среду своего времени с присущим ему особенностями. Согласитесь, глупо называть человека с зонтом, приехавшего в Солнечную страну из мест где всегда идет дождь, навязчивым типом или параноиком. И это при том, что эти называющие – сами из этой страны. По этой причине, «древние» и «абсурдные», «принижающие» заключения и наблюдения Фрейда еще очень долго останутся актуальными.
Совсем, не Пансексуализм, а указание на Источник человеческой уникальности – описанный такими понятиями как бессознательное, вытеснение, сублимация, либидо, – является заслугой Фрейда. И именно она дает нам право называть его одним из столпов современной теорий личности.
Интересно. Фрейдизм это не всесексуализм? Чтобы сказал на это мой учитель по истории философии? Ну с Фрейдом все понятно — любил говорить он, — тот все объяснял сексом. Развратный старикашка….
Хорошо, хоть не посмеивался при этом, был бы повод подумать о его душевном здоровье