Фрейд и Бнай Брит

Будучи евреем, я чувствовал себя свободным от многих предрассудков,
ограничивающих интеллект других людей;
будучи евреем, я готов был примкнуть к оппозиции,
не заручаясь согласием „сплоченного большинства“ 
Фрейд З. 1926

Если у хасида на улице ветер сорвал шляпу,
он должен остановиться и задуматься,
почему это произошло именно с ним.
Еврейская мудрость

 

«Это страшно! По-настоящему страшно! Все захвачено ими. Их глаза смотрят из каждого учебника. Их персты видны в каждом этическом императиве. Даже твой любимой психоанализ, детище безбожника-атеиста Фрейда – ничто иное как переосмысленная сатанинская каббала. Да!  Даже нет, нет! Психоанализ этой изощренный способ их миссионерства. И нашего порабощения. Фрейд… Ты знал, что Фрейд был чуть ли не главным членом сиониско-массонского ложа Бнай Брит? Да! А он был! Был одной из ключевых фигур на их секретных встречах! – состоящих из других ключевых фигур этого века! Они все были там! И это они до сих пор делают нашу историю. Фрейд был их великим Братом, совсем недаром его дочь  призвала наречь психоанализ еврейской наукой. Ты что не знал это? Что ты на это скажешь? Что?»

Так, с широко открытыми глазами и чуть приглушенным голосом делился своими идеями об очередном сиониском заговоре мой сосед по купе, поезда Москва — Вифлием.

Бнай Брит и Фрейд это отличная смесь для заскучавшего ума. Удачная находка. Она привлекательна обилием историей и теорией, непонятных, неведанных, интригующих, – историй и теорий, которые не будут этим умом изучены, не будут поняты. Это и понятно почему. Отношение к ним уже давно определено. Оно готово. Висит на самом видном месте и непрерывно ведет рассказ о «непреложных истинах»: заговоре, подпольной власти, диктате, подавлении, наивных и ущемлении слабых, хитрых улыбках и непоколебимой подлости. Именно поэтому, теории Фрейда брошены после первого абзаца, история еврейского Бнай Брит – после слов первой главы, – эти отвратительные вещи стоят друг друга, они родом из одного котла – наполненного ядом. Фрейд и Бнай Брит это отличная смесь для заснувшего ума, так как ее теории и истории лишь еще больше погружают в сон, еще дальше заставляют бежать от темных вод в сторону Ненависти и Агрессии – верных слуг Cопротивления.

Фрейд действительно был членом Бнай Брит. Это исторический факт. Удивительно, но этот вполне себе заурядный исторический факт порой служит неоценимой находкой для разнообразных мистификаторов от журналистов «Великих тайных тайн XX века», до православных историков антисемитов проповедующих идею о Третьем Риме. Не в укор человеческой фантазии будет сказано, но реальная история, как правило, намного глубже и трагичнее, чем самые невероятные выдумки талантливых заложников громких заголовков.

 

2.

Дети Завета [Сыны Завета] — B’nai B’rith [Bnai Brith], Бнай Брит [Бней Брит] –  национальная еврейская организация, созданная по масонскому образцу  в 1843 году в Нью-Йорке Генри Джонсоном и другими немецкими промышленниками и предпринимателями c целью национального объединения и более эффективной координации действий в общественной и благотворительных сферах. Первые полвека своего существования Бнай Брит копировала структуру масонского ложа, но к концу века смогла избрать свой путь развития и потеряла какую-либо связь со Свободными Каменщикам.

Безусловно, разнообразные еврейские общества существовали и до 43-го года – вечно живой европейский антисемитизм этому способствовал, но Бнай Брит стал первой светской международной организацией открыто провозгласившей идею сплочения всех евреев.

Организация ордена тесно связана со всё увеличивающимся потоком еврейских эмигрантов из Европы в Америку и не дружелюбностью старожилов к вновь прибывшим ашкенази. Еврейские общины в то время были разобщены, брак между лицами, принадлежащими к различным еврейским общинам, рассматривался как «смешанный брак». Именно с этим и стали бороться. Центральной идеей основателей было сплочение и взаимовыручка всех «Детей Завета» в независимости от их религиозных взглядов и конфессиональных предпочтений. С первых дней своего существования Бнай Брит взяло на себя обязанности координатора в вопросах социальной помощи в еврейских общинах и таким образом более разумному использованию средств и возможностей его членов. Именно благотворительность была одним из основных средств в достижении заветной цели национального единения, самоидентификации и борьбе с тенденциями разобщения; Бнай Брит спонсируют открытие больниц, детских домов. Организовывается специальный фонд по выплате учебных стипендий и пособий.

Финансовой основой Бнай Брит была хороша организованная система членских взносов. Каждое отдельное представительство ордена – ложе – было обязано перечислять в головное нью-йоркское представительство регулярные членские перечисления. Из которых впоследствии формировался общий бюджет организации, расходовавшаяся как правило на благотворительные и организационные цели.

Ценности Бнай Брит хорошо изложены в их уставе:

 «Бнай Брит берет на себя миссию объединять израилитов  с целью осуществления их высших интересов, также как и общечеловеческих, а также для того, чтобы развивать и поднимать нравственные качества еврейского народа в духе его верования, внушать самые чистые принципы филантропии, чести и патриотизма, чтобы содействовать наукам и искусствам, помогать беднякам и всем нуждающимся, посещать и поддерживать больных, приходить на помощь жертвам преследований, давать защиту и предоставлять помощь вдовам и сиротам, основывая свою деятельность на принципах гуманизма в самом широком смысле этого слова <…>» и далее: «Орден учреждается для осуществления задачи объединения евреев с целью реализации их самых возвышенных интересов и для блага человечества». «Членство в его ложах открыто для всех лиц иудейского вероисповедания; консервативных, ортодоксальных, реформированных, сионистов и несионистов, независимо от места рождения».

Из первых масштабных гуманитарных  компаний Бнай Брит можно назвать помощь пострадавшим от наводнения в Балтиморе и эпидемии холеры в Палестине.

С каждый десятилетием Орден укреплялся. Открывались новые отделения. Постепенно, идея сплочения еврейского народа выводит Бнай Брит за границы Америки. В 1875 году открывается отделение в Торонто. В 1882 в Берлине. В 1895 году в Вене…

 

3.

К этому году Фрейд – типичный представитель европейской интеллигенции. Практикующий врач, интеллектуал. Его отношение к религии? Фрейд чужд религиозным чувствам, выбранный им путь давно оставил их позади.

В 1895 году выходит «Исследование Истерии» – работа, написанная в соавторстве с Й. Брейером. Фрейд находит по-настоящему интересную ему область исследований и с головой  погружается в теорию и практику «лечения души». Его скандальные и «некультурные» идеи вызывают недопонимание и сопротивление, которое в свою очередь дополнял «национальный фактор». Фрейд до последнего пытался закрывать глаза на антиеврейские предрассудки. Насколько это возможно дистанцировался от обосабливающегося венского «еврейства» –вполне возможно быть евреем по происхождению и немцем по нации – считал он в те годы, в этом мнении он следовал за своим наставником Брейером. Переживания тех лет хорошо проиллюстрированы сном о рыжей бороде включенным Фрейдом в IV часть «Толкования сновидений».

Но антисемитизм давал о себе знать. Его подтачивающее воздействие с одной стороны и острое неприятие идей Фрейда с другой, способствовали его вступлению в венское ложе Бнай Брит, не последнюю роль в этом решении сыграла смерть отца (23.10.1896).

Приглашение о вступлении Фрейд получил в 1895 году. Оно поступило от собственно организатора и первого президента первой венской ложи Бнай Брит – Эдмунда Кона [Edmund Kohn] (1863-1929), профессора, врача (специализация хирургия и гинекология) при главной городской больнице Вены. Фрейд приглашение не принял. Он еще сомневался и сторонился таких вот строгих «национальных объединений». А Бнай Брит являлась именно таким объединением –  на  первом заседании венского Бнай Брит осенью 1895 года  Эдмунд Кон  подчеркнул, что благополучие евреев может быть достигнуто только среди собратьев и предупредил об опасности попыток ассимиляции с венской культурной средой, все это – по его заявлению –  лишь провоцирует дальнейшую враждебность общества. Он призывал обособленному самодостаточному существованию в реалиях жесткого антисемитизма. Подобные заявления не могли не насторожить Фрейда. Но его раздумья длились не долго. Он вступил в Бнай Брит через два года: 23 сентября 1897 г. Позже, вспоминая об этом периоде своей жизни  Фрейд говорил, что нигде в то время он не чувствовал себя так уютно, как в кругу своих соплеменников.

К 1897 году общество насчитывало порядка 100 членов. Был утвержден собственный устав и обозначена сфера деятельности. Конечно же, венское отделение, как и любые другие филиалы Бнай Брит имело свою специфику. В рамках небольшой Вены и не менее тесной Европы, на первый план была выдвинута идея взаимовыручки в условиях усиливающихся антисемитских настроений. Осенью 1897 года в венском Бней-Брит был организован «Гуманитарный фонд» – пополняющийся за счет добровольных взносов «братьев». На деньги фонда благоустраивались прибывающие в Вену эмигранты, выделялись средства на борьбу с туберкулезом и создание приютских домов. Согласно бытующему в то время мнению, городские власти намеренно оставляли без помощи бедняков еврейского происхождения.

Основу ложа составляла высшая интеллигенция города, как правило: врачи, психологи, педагоги. Именно ими была сформулирована описание своего общества как: «гуманитарный клуб Бнай Брит» или «нравственное объединение на основе и в рамках иудейской культуры».

Мы без каких-либо потерь можем охарактеризовать венское отделение Бнай Брит как закрытый интеллектуальный клуб. Это касается и большинства других лож Европы. Чтобы попасть в такой «клуб» требовалось соответствовать высоким социальным стандартам и, как минимум, получить рекомендацию от одного из действительных членов. Каждый участник должен был выплачивать регулярные членские взносы и обязательно присутствовать на собраниях, проводившихся каждые две недели по вторникам. 

Встречи проводились во второй половине дня. Участники, в первые годы это были только мужчины, должны были быть облачены в обязательный фрак. После заседания и обсуждения деловых вопросов следовали выступления докладчиков – темы выступлений были также разнообразны, как и сферы их деятельности. Вечер завершался банкетом.

Все собрания протоколировались. Раз в месяц согласовывались темы очередных выступлений и заседаний. Эти встречи были хорошим местом установления полезных связей и выгодной для всех сторон взаимопомощи. Венское отделение Бнай-Брит сыграло значительную роль в судьбе своих членов, особенно в первое десятилетие после открытия. Значительную часть своих первых пациентов Фрейд получил благодаря своему членству в ложе.

Фрейд не занимал в Бнай Брит официальных должностей, но и не дистанцировался от жизни общества. Он участвовал  в планировании очередных выступлений, входил в Членский Комитет и время от времени выступал арбитром в разрешении возникающих между членами спорах. Фрейд также сыграл заметную роль в поиске новых членов братства для второй венской ложи Бнай Брит названной Eintracht [Единение]. Все набранные Фрейдом члены так или иначе были лояльны его психоаналитической теории.

В первые годы своего членства, патриархальный характер Фрейда не позволял ему оставаться в стороне от проблем и задач общества. Зимой 1901 года Фрейд  провел дискуссию «о целях Бнай Брит»,  на следующий год поднял вопрос о «роли женщин в нашей ассоциации». Такие обсуждения некоторое время дозволялись, пока в 1906 году совет венского Бнай Брит предложил не проводить и не рассматривать организационных и административных вопросов на еженедельных пленарном заседании. 

Членство в Бнай Брит подарило Фрейду заинтересованную и непредубежденную аудиторию – классическая еврейская традиция не так критична к вопросам влечений и сексуальности в частности. Она в достаточной мере подготовлена (вспомним каббалу) к принятию идеи вытеснения и бессознательного – темы, к которым Фрейд подошел конечно же с позиции строгого позитивизма.

Первый его доклад состоялся 7 декабря 1897 г. Он был посвящен сновидениям и психоаналитическому подходу их толкования, над которым он работал в то время. Это было одно из первых выступлений, на котором Фрейд познакомил достаточно большую аудиторию со своими новыми идеями.

«Динамичная лекция, вызвавшая неподдельный интерес, благодаря мастерству лектора сумевшего донести специфический материал до неподготовленного слушателя. Публика выразила свою благодарность бешеными аплодисментами» – записал в тот вечер секретарь. На следующий день, в письме Флиссу, Фрейд отметил взволновавший его «восторженный прием», и сообщил, что собирается дать вторую лекцию в ближайший вторник 14 декабря. Кстати, позднее, на основании данного  обещания Джонс (официальный биограф Фрейда) делает ошибку и указывает в качестве даты второй лекции в Бнай Брит 14 декабря 1897 г. Что неверно, так как по неизвестной причине лекция не состоялась. Вторая лекция, посвященная психологии забывчивости, была прочитана  лишь через четырнадцать месяцев – 3 февраля 1899 года.

Годы с 1897 по 1907 являются самым активным периодом участия Фрейда в жизни венского Бнай Брит. Безусловно, заметным просветительским вкладом были его выступления, тематика которых зависела либо от резонансных общественных событий, либо от текущих теоретических интересов.

9 [4?] февраля 1900 г. – прочитана одна из самых первых «популярных» лекций Фрейда о детской психологии. На выступление специально приглашены женщины – жены членов Бнай Брит.

24 апреля 1900 г. – Фрейд делится мыслями о недавно опубликованном романе Эмиля Золя «Плодовитость». По мнению Фрейда, в романе хорошо раскрываются основные черты невроза навязчивости. Впоследствии он включит эту книгу в список «Десяти хороших книг, которые стоит прочитать» (1906е).

26 февраля 1901 г. — выступление посвященное так называемым случайностям и суевериям. Чуть ранее, 15 февраля, в своем письме Флиссу он сообщает о скором завершении «Психопатологии обыденной жизни» (1901b), двенадцатая глава которой называлась: «Детерминизм. Вера в случайности и суеверия. Общие замечания».

В этом же году, 30 апреля, в бруннской ячейке Бнай Брит «Моравия», Фрейд читает лекцию «О сновидении», основанной на его недавно вышедшей книге «Толкование сновидений».

Осенью 1902 г. Фрейд посвящает вечер недавно скончавшемуся Эмилю Золя (29.09.1902 г.) и его единоличной борьбе с антисемитизмом.

С 1903 года активность Фрейда в жизни общества снижается. Напомним, что в конце 1902 года Фрейд организует «Психологическое общество по средам», впоследствии выросшее в «Венское психоаналитическое общество». Фрейд все реже посещает собрания и отдает все свои силы на развитие  психоаналитического учения. «Мои психоаналитические интересы и обязанности в итоге взяли верх над обязанностями в Бнай Брит» – сказал на одном из последних собраний ложа Фрейд. Нам ничего неизвестно о его выступлениях в 1903. Тем не менее, он продолжал время от времени посещать встречи объединения.

16 апреля 1904 г. Фрейд посвящает свое выступление книге немецкого психиатра Пауля Юлиуса Мёбиуса: «О физиологическом слабоумии женщин».

Осенью 1904 г. Лекция о Хаммурапи – вавилонском царе, подготовленной вследствие общественной полемики, которую вызвала книга Ф. Делича «Вавилон и Библия» (1902 г.), в которой  автор прослеживает взаимосвязь еврейский законов и древневавилонского законодательства.

1906 г. Лекция о возможностях психоанализа в правосудии. Доклад на ту же тему Фрейд делает на семинаре в Венском университете криминалистики, впоследствии выступление опубликовано в виде статьи под названием «Диагностика состава преступления и психоанализ» (1906с).

1907 г. Выступление о крещении детей.

Осенью того же года — лекция об остроумии. 

1908 г. Лекция о смыслах шекспировского Гамлета.

4 ноября 1913 г. Тема вечера: «Что такое Психоанализ?»

16 февраля 1915 г. – спустя девять месяцев после начала войны Фрейд читает лекцию под названием «Мы и Смерть» (1915i). «Дерзкая лекция, наполненная черным юмором»  – характеризует ее Фрейд в письме Ференце. Позднее на основе этого выступления было написано эссе «В духе времени о войне и смерти» (1915b).

1916 г. Лекция по книге Анатоля Франса «Восстание ангелов» (1914).

1917 г. Лекция о воображении и искусстве – не прекращающая интересовать Фрейда, да и всех первых психоаналитиков, сфера исследований.

Это было последнее выступление. Фрейд перестает посещать собрания Бнай Брит. Среди основных причин: тяжелое послевоенное время и ухудшающееся здоровье. Фрейда полностью поглощает Психоанализ и связанные с ним организационные вопросы и мероприятия.

К маю 1926 года по случаю семидесятилетия Фрейда Бнай Брит организует ряд мероприятий. Опубликован специальный «юбилейный» выпуск журнала австрийского Бнай Брит,  состоящий из статей «братьев» о Фрейде. И, конечно же, самым значимым событием стало торжественное собрание всех четырех венских лож Бнай Брит состоявшееся 26 мая. Присутствовало более 500 участников.

Cо своими  докладами выступили близкие друзья Фрейда – Фриц Хитчманн (1870-1926  гг.), Саломон Эрман (1854-1926 гг.), Эдмунд Кон  (1863-1929 гг.), Людвиг Браун (1867-1936 гг.). Вечер закончил младший брат Фрейда Александр (1868—1943), зачитавший послание Фрейда членам Бнай Брит

В своих речах выступающие не боялись переоценить значения Фрейда. Все единодушно признавали его одним из тех, кто воплощает собой все лучшее в еврейской нации: мудрость, благородство и стремление к развитию и воплощению высших человеческих устремлений.

Название их докладов говорят сами за себя:

  1. Зигмунд Фрейд и его учение (Ф. Хитчманн)
  2. Моя дружба с Фрейдом (С. Эрманн)
  3. Брат Фрейд (Э. Кон)
  4. Личность Фрейда и ее значение как Брата (Л. Браун)

В целом, Фрейд был смущен таким обилием дифирамбов. «Они превозносили меня как выдающегося раввина или национального героя» – писал он после  – «В моей фигуре эти дорогие люди пытались увидеть свои собственные идеалы, хотя мои услуги делу евреев ограничиваются единственным пунктом — я никогда не отрекался от своей еврейской принадлежности». Рассказывая о прошедших событиях в письме Мари Бонапарт, Фрейд с присущей ему иронией заключил: «Когда меня критикуют я могу защитится, но против похвал я бессилен».

В сентябре 1937 года общество поздравило Фрейда по случаю 40-й годовщины его членства. Фрейд ответил следующим письмом:

Уважаемый Президент и Брат,

Что ж, я дожил, чтобы увидеть очередную годовщину! Это еще раз напоминает мне каким бессовестно старым я стал. Я действительно превратился в пережиток прошлого, своего рода ископаемое. Если бы я пришел на заседание ассоциации сегодня, я не увидел бы ни одного знакомого лица кроме моего дорогого одноклассника д-ра Вильгельма Кнопмахера. Все остальные, те с которыми я делился своим опытом и ставшими мне близкими – ушли в места, в которые скоро последую и я.

Я тронут всякий раз, когда слышу, что ассоциация помнит меня и желает добра.

Я благодарю Вас, г-н Президент, и всех моих дорогих братьев, за это письмо. То, что объединяет нас, безусловно, неподвластно изменчивому времени.

Ваш Фрейд

[Данное письмо была скопирована Хьюго Кнопмахером, Осенью 1937. Впоследствии  все документы Бнай Брит были захвачены нацистами]

Пять месяцев спустя нацисты вторглись в Вену. Бнай Брит был распущен, его должностные лица отправлены в тюрьму. Членство Фрейда в венском ложе послужило поводом для закрытия психоаналитических институтов и издательств. На этом кончается довоенная история Бнай Брит. Общество теряет свое былое влияние в политической и экономической жизни Европы и больше никогда его не восстановит. Основные штаб-квартиры общества сосредотачиваются в Америке и Израиле. С окончанием Второй мировой войны начинается совершенно новый период не только еврейской, но и мировой истории.

4.

Отношение к Бнай Брит это в первую очередь отношение к еврейству вообще. Тайналогизация и мистификация этой организации плохо согласуется с доступными историческими фактами – подкрепленными вполне реальными и осязаемыми документами – артефактами состоявшихся исторических событий, а не беллетристической фантазии. Впрочем, у нас всегда есть выбор в каком мире жить. Одно но, любая фантазия претендующая заменить собой реальность должна учитывать ключевые исторические события и вплетать их в свой мир. Ревизионизм Бнай Брит рассматривает историю еврейской организации с позиции прогресса, т.е. одинаково относится к разным периодам еврейской истории. Это удивительно и похоже на фокус в руках иллюзиониста. Рассказывая о великом еврейском заговоре и их заранее продуманной стратегии этот харизматичный Фокусник до неузнаваемости маскирует очевиднейший рубеж современной истории человечества. И, конечно же, не дает нам возможности заметить одно важное событие. Конец. Истории До Второй мировой и начало новой. Еврейская история после Второй мировой – это история нации с несколько изменившимися ценностями – образовавшимися под влиянием пикового облика антисемитизма. Это же касается и «Детей Завета». Бнай Брит после второй мировой войны это именно «Бнай-Брит-После…».

Есть один, возможно неочевидный для многих исторический факт: в Европе, в особенности Центральной Европе XIX и первой половины ХХ века антисемитизм был состоявшимся культурным феноменом. Он не был зазорным, его не осуждали, с ним по факту никто не боролся. Ему потворствовали. Евреи являлись общепризнанным козлом отпущения. История Антисемитизма первой половины ХХ века отнюдь не заурядный исторический факт. Это последовательный процесс в результате которого состоялся рецидив без-умного классического всеразрушающего гнева. Впоследствии утихшего и сменившегося на наверное самое известное и доступное для всей европейской цивилизации Великое чувство вины. Сегодня невозможно быть антисемитом и одновременно не маргиналом. Во времена Фрейда – можно.

Это примечание обязательно, без него остается неясным необходимость создания лож Бнай Брит в Европе и в Вене в частности. Зачем Фрейду нужно было вступать в такое вполне конкретное национальное объединение? Ответ не сложен, быть евреем в то время означало согласие с известной долей общественного осуждения и неприятия. Постоянное, гнетущее, сковывающее волю ощущение. Неудивительно, что ожидаемое сопротивление, которое вызывали в медицинских кругах нивелирующие общественную мораль идеи Фрейда, находило свое объяснение в национальной принадлежности их автора. «Понятно, что еще может придумать хитрый еврей» – улыбаясь говорили всезнающие врачеватели душ того времени. Характер Фрейда и его устремления не могли позволить смириться с таким положением дел. Ему были нужны заинтересованные слушатели, крайне необходимы сторонники. И он стал искать их среди лиц своей национальности.

Все складывалось таким образом, что членами психоаналитического сообщества впервые десятилетия его существования были практически одни евреи. Фрейд не мог не замечать далеко идущих последствий такого национального сектантства, поэтому наперекор своим сторонникам в 1910 году выступил за Карла Юнга на пост президента Международной психоаналитический ассоциации.

Ближе к тридцатым годам антисемитизм становится более заметным. Немалую роль его укрепления в Германии сыграло позорное поражение в Первой мировой. Фрейд (здесь я не соглашусь с Петром Люксимоном настаивающим на так и непреодолённом личном неврозе Фрейда связанного с противоречивым отношении к своей национальности), в итоге принял свои национальные комплексы и не стыдясь смело причислял к себя к еврейской нации. Без фанатизма, без гордости лишь как очевидный факт своей биографии. Он открыто озвучивает свою позицию в интервью Дж. С. Виреку: «Мой язык, – немецкий. Моя культура, мои знания – немецкие. В интеллектуальном плане я считал себя немцем, пока не заметил роста антисемитских предрассудков в Германии и в немецкой Австрии. С того времени я больше не считаю себя немцем. Я предпочитаю называть себя евреем». Интервью Виреку 1926 г. Эти слова абсолютно буквальны. Не спешите придавать им дополнительного смысла. Фрейд никогда не приветствовал еврейского самовозвеличивания. Считал его следствием главного национального невроза – религии. Именно ключевые особенности иудаизма, его фундаментальные основы, Фрейд называл причинами хронической болезни человечества под названием Антисемитизм. Лечение которого он предпринял в одной из своих последних работ.

Семейный психоанализ человечества. Почему бы и нет? Именно так и стоит относиться к вышедшей в 1938 г. книге «Человек Моисей и монотеистическая религия».

Давно-давно. В эпоху рассвета Греции и Египта. Ничем непримечательное дитя человеческое – семитское племя начало путь своего обособления и развития. Молодость его была полна приключений. Их итогом стало обретение Великой Правды и Великого Греха. Правда гласила об избранности, Грех неустанно вещал о неискупленной Вине. Два этих столпа сформировали главное. Еврейский народ выбирает вектор своего развития и обретает самосознание. Он становится самым известным интровертом в истории человечества. Как итог пронесенная через тысячелетия национальная культура и идентичность.

Но было еще кое-что. Вражда. Остальных членов семьи. Вполне обоснованная, являющаяся прямым следствием той глубокой интровертированности и обособленности нации. Фрейд констатирует, что из-за особенностей своего характера евреи все сильнее отгораживаются от остальных народов, что в свою очередь незамедлительно провоцирует их враждебность. Пытаясь разорвать этот замкнутый круг Фрейд указывает на общие семейные корни, традиции, а главное на предрасположенность всех членов семьи к главному комплексному неврозу – Религии. Религии в разных обличиях, но одинаковых по Сути и психическим последствиям. Исцелить семейную вражду можно лишь признав этот невроз. Но что значит это признание?

Книга «Моисей и монотеистическая религия» возвращает нас к антирелигиозной философии Ницше и его идее о Смерти Бога, следствием которой является глобальная переоценка ценностей человечества с обязательным последующим отказом от классического языка с его сплошь религиозным наследием и созданием культуры Нового человека. Конец антисемитизма может прийти только с вымыванием «комплекса религии» и торжестве коллективного сознания над бессознательными фобиями. Это случится в конце бесконечного сеанса психоанализа. Сеанса, культивирующего интроверсию человечества и приобщающего к новому языку с его сюрреалистическим миром. Этот мир уже показывает себя в абстракциях современного искусства – максимально удаленного  от слишком плоских ожиданий предыдущих поколений.

Впрочем, Фрейд переценил свое влияние. «Моисея…» приняли только единицы, остальные же отнеслись к книге с классическим занудным сопротивлением толкователей Талмуда. Итог ироничен – с идеями Фрейда произошло (да и происходит) то же, что и с его «Моисеем» – сильное реактивное вытеснение и медленное все укрепляющееся принятие.  

Грозный Бнай Брит и его верный слуга Фрейд – удачная мистификация грубо прикрывающая  историю еврейства до первой половины ХХ века. Биография Фрейда и его поздние работы – отлично иллюстрируют отношение Фрейда к сущностному делению на еврейское и все остальное, к вечному кричащему «еврейскому вопросу». Фрейд однозначен: юдофобия это невроз навязчивости в целом несколько шизофреничного человечества – прямом следствии варварского детства. Антисемитизм это лишь особо хороший пример конституирующего вреда религии, борьба с которой возможна в длительной перспективе и только на макроуровне.

 

Литература

  1. Knoepfmacher Hugo, Sigmund Freud and the BNai BRith. In: Journal of the American Psychoanalytic Association, April 1, 1979, 27, issue 2, p. 441-449
  2. Deborah Dash Moore, B’nai B’rith and the Challenge of Ethnic Leadership. In: State University of New York Press, 1981.
  3. Dennis B. Klein, Jewish Origins of the Psychoanalytic Movement. In: University of Chicago Press, 1985, pp. 76-96
  4. B’nai B’rith Mitteilungen, Mai 1929; Jüd. Lex.
  5. B’nai B’rith Mitteilungen für Österreich, Jahrg. XXVI, Heft 5.
  6. Vierteljahrs-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 1 (1898), S. 67. Nachdruck in englischer Übersetzung in: Klein, Dennis B., Jewish Origins of the Psychoanalytic Movement, New York 1981, S. 156f.[FB2013]
  7. Vierteljahrs-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 2 (1899), S. 156. [FB2013]
  8. Vierteljahrs-Bericht fьr die Mitglieder der osterr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 3 (1900), S. 52. [FB2013]
  9. Vierteljahrs-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 3 (1900), S. 38. [FB2013]
  10. Vierteljahrs-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 4 (1902), S. 107. [FB2013]
  11. Vierteljahrs-Bericht fur die Mitglieder der osterr. israel. Humanitatsvereine B’nai B’rith, Bd. 5 (1902), S. 62. [FB2013]
  12. Vierteljahrs-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 5 (1903), S. 104. [FB2013]
  13. Zweimonats- Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 7 (1904), S. 38. [FB2013]
  14. Zweimonats-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 8 (1905), S. 12. [FB2013]
  15. Zweimonats-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 11,1 (1908), S. 23, 25. [FB2013]
  16. Zweimonats-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 17,1 u.2 (1914), S. 42. [FB2013]
  17. Zweimonats-Bericht für die Mitglieder der österr. israel. Humanitätsvereine B’nai B’rith, Bd. 18 (1915), Nr. 1, S. 41 – 51
  18. B’nai B’rith Mitteilungen fur Osterreich, Vol. 26, № 5, p.103–105, (1926), 2. G.W., Bd.17, S. 51-53
  19. http://www.bnaibrith.org/about-us.html
  20. https://en.wikipedia.org/wiki/B%27nai_B%27rith
  21. Люкимсон П.Е. Фрейд: История болезни. М.: Молодая гвардия, 2014.
  22. Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М.: Штрихтон, 1998.
  23. Кошаровский Ю. Интервью с активистом еврейского движения в СССР Александром Шмуклером (05.01.2010): http://kosharovsky.com/интервью/александр-шмуклер/
  24. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Наука, 1997.
  25. Фрейд З. Толкование сновидений.
  26. Фрейд З. Человек Моисей монотеистическая религия.
  27. Фрейд З. Обращение к членам Бнай Брит. [Письмо Саломону Ерману] 6 мая 1926
  28. Фрейд З. Интервью Виреку
  29. Подорога В.А. Событие: Бог мертв. Фуко и Ницше // Материалы семинара лаборатории Постнеклассических исследований в философии. Институт философии, 16 ноября 1995 г. – М., 1995.
  30. Подорога В.А. Память и забвение. Т.В.Адорно и время «после Освенцима» // НЛО. 2012. № 116. С. 123–148.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: