Фрейд З. Вводное и заключительное слово к дискуссии о самоубийстве (1910)

Средняя школа не только не должна толкать молодых людей на самоубийство — она должна внушать им любовь к жизни, служить им опорой и поддержкой в такой период жизни, когда они, по условиям своего развития, вынуждены ослабить связь свою с родительским домом и семьей. Мне кажется неоспоримым, что она этого не делает, что она во многих отношениях не справляется со своей задачей — служить заменой семьи и возбуждать интерес к жизни внешнего мира. Здесь не место критике средней школы и ее современного состояния. На один момент, пожалуй, можно указать. Школа никогда не должна забывать, что она имеет дело с незрелыми индивидуумами, которым нельзя отказать в праве на снисхождение вследствие неизбежных в этом возрасте, в период развития, слабостей и недостатков характера. Она не должна предъявлять к своим воспитанникам требования со всей неумолимостью действительности, она не должна желать быть чем-нибудь большим, чем „игра в жизнь».

Библиографический индекс: 1910f 
Источник: Самоубийства среди учащихся: Дискуссии Венского Психоаналитического Ферейна / Пер. с нем. М.Бикермана, под редакцией д-ра М.В.Вульфа. — Одесса, Изд-во: “Жизнь и Душа”, 1912. 
Оригинальное название: Beitrage zur Selbstmord-Diskussion: Zur Einleitung [II.] (p. 19), SchluBwort [IX.] (pp. 59-60),  
Первоисточник: Diskussionen des Wiener psychoanalytischen Vereins, Heft 1, Wiesbaden, J. F. Bergmann, 1910.
Перевод с немецкого: Бикерман М. 
Последняя редакция текста:  freudproject.ru
Переведенный текст: читать
Оригинальный текст: заказать
Сверка с источником произведена

Оглавление:

Речь Unus Multorum’a … 9 стр.
Prof.  Freud’a … 29 стр.
„ Dr. med.  J. Sadger’a … 31 стр.
„ Dr. W. Stekel’я… 39 … стр.
„ Dr. med.  Alfred Adler’a … 53 стр.
„ Dr. phil. Karl Molitor’a … 63 стр.
„ Prof. Freud’a … 77 стр.

Стр. 29: Вступление. Речь prof. Freud’a

Господа! Все вы с высоким удовлетворением выслушали защитительную речь педагога (Unus Multorum), не желающего оставить дорогое ему учреждение без оправдания тяготеющих над ним обвинений. Знаю, однако, что и без того вы не склонны были сразу поверить обвинению, будто школа толкает своих учащихся на самоубийство. Однако-же, не дадим далеко увлечь себя симпатиями к стороне, по отношению к которой совершена была несправедливость. Не все доводы предыдущего оратора кажутся мне основательными. Если юношеские самоубийства поражают не одних учащихся в средней школ, но и ремесленных учеников и пр., то это не снимает еще ответственности со школы; это наталкивает лишь на предположение, что средняя школа не избавляет своих питомцев от тех потрясений и ударов, которые другие юноши переживают при других жизненных условиях. Но средняя школа должна давать нечто большее; она не только не должна толкать молодых людей на самоубийство — она должна внушать им любовь к жизни, служить им опорой и поддержкой в такой период жизни, когда они, по условиям своего развития, вынуждены ослабить связь свою с родительским домом и семьей. Мне кажется неоспоримым, что она этого не делает, что она во многих отношениях не справляется со своей задачей — служить заменой семьи и возбуждать интерес к жизни внешнего мира. Здесь не место критике средней школы и ее современного состояния. На один момент, пожалуй, можно указать. Школа никогда не должна забывать, что она имеет дело с незрелыми индивидуумами, которым нельзя отказать в праве на снисхождение вследствие неизбежных в этом возрасте, в период развития, слабостей и недостатков  характера. Она не должна предъявлять к своим воспитанникам требования со всей неумолимостью действительности, она не должна желать быть чем-нибудь большим, чем „игра в жизнь».

Стр. 77: Окончание. Речь prof. Freud’a

Господа, у меня создалось впечатление, что, не смотря на весь ценный материал, изложенный здесь, мы не нашли решения интересующей нас проблемы. Мы желали раньше всего знать, каким образом является возможным пересилить чрезвычайно могущественный инстинкт жизни. Удается-ли это с помощью разочаровании Libido, или же личность может добровольно отказаться от существования из чисто эгоцентрических мотивов (Ich-motive *). Ответ на этот психологически вопрос нам потому, может быть, не удалось получить, что мы не можем надлежащим образом к нему приступить. По-моему, тут можно исходить лишь из клинически известного состояния меланхолии и сравнения её с аффектом печали [скорби]. Но явления аффекта при меланхолии, судьба Libido в этом состоянии нам совершенно неизвестны, а длительный аффект печали [скорби] не выяснен еще психоаналитически. Отложим-же наше решение, пока не разрешена будет опытом эта задача.

*Это кардинальная постановка вопроса Фрейдом нуждается в некотором пояснении. На всякое раздражение, исходящее из окружающего мира, человек отвечает каким-нибудь чувственным тоном, чувственная краска сопровождает все его впечатления и реакции при столкновении с внешней жизнью. Без участия чувства невозможен психический контакт между человеком и окружающим миром. Чувство, создающее этот контакт и есть по Фрейду — Libido (любовь) в самом широком смысле слова. Libido бывает то положительного, то отрицательного характера, принимая в последнем случае форму ненависти (ненависть — отрицательная форма любви). Чувство это генетически находится в связи с компонентами тех зародышей полового чувства, которые имеются уже у ребенка. Является пи самоубийство следствием только разочарований при переживаниях Libido или же человек может добровольно уйти от женщин [жизни?], убить в себе инстинкт самосохранения под влиянием конфликта, исходящего из комплексов мыслей и чувств, связанных с „я» вне сферы и чувственных отношений к окружающему — вот вопрос поставленный Фрейдом, но, к сожалению, еще не разрешенный.  — Прим. редакции.

 

[КОНЕЦ]

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: