Письмо З. Фрейда — Ромену Роллану (19.01.1930)

Вена IX, Берггассе 19

Уважаемый друг,

Сердечно Вас благодарю за подарок Вашего двуглавого, трех­ томного произведения[1]. Вопреки всем моим расчетам, моя «не­ уютная» книжечка несколькими неделями его опередила. Теперь под Вашим руководством пытаюсь проникнуть в индийские джунг­ли, от которых меня до сих пор удерживали — в каком-то количе­ственном соотношении — эллинское чувство меры — σωφροσύνη — , еврейская трезвость и филистерская боязливость. Мне, собственно, надо было решиться на это раньше, ибо произрастания индийской почвы для меня не чужды; мне удалось прорыться довольно глу­ боко в направлении Ваших корней. Но за пределы своей природы выйти нелегко.

Конечно, вскоре я открыл самый интересный для меня раздел Вашей книги, ее начало, в котором Вы спорите с нами — крайни­ми рационалистами. То что Вы меня называете «grand», я перенес хорошо; не могу обижаться на Вашу иронию, сдобренную такой дозой любезности.

Разрешите мне несколько замечаний о критике психоанализа: различение «экстраверсии» и «интроверсии» исходит от К. Г. Юнга, который и сам тоже в большой мере мистик и уже много лет как более к нам не принадлежит. Мы этому различию не придаем особого значения и отлично знаем, что человек может принадле­жать одновременно к обоим этим категориям и, как правило, это так и бывает. Дальше: такие наши выражения, как регрессия, нарциссизм, принцип наслаждения — чисто описательны и не содержат оценочного суждения. Направления душевных процессов часто перемежаются и сочетаются, так например, и само размыш­ление — процесс регрессивный, хотя оно от этого вовсе не теряет достоинства или значения. И для психоанализа, наконец, тоже существует шкала ценностей, но его цель — высшая гармония человеческого «Я», задача которого состоит в успешном посредни­честве между требованиями жизни первичных позывов («Оно») и требованиями внешнего мира, т. е. между внутренней и внешней реальностью.

Довольно далеко расходимся мы с Вами в оценке интуиции. Ваши мистики ей доверяются, ожидая от нее разрешения мировых загадок; мы же думаем, что она никак не может нам открыть ничего кроме примитивных, близких первичным позывам побуж­дений и реакций, очень ценных — при правильном понимании — для эмбриологии души, но непригодных для ориентации в чуждом нам внешнем мире.

Если бы нам с Вами еще раз в жизни лично встретиться, хо­рошо бы об этом поспорить. Издалека же сердечное приветствие лучше полемики. Только еще одно: я не безусловный скептик. Но в одном я совершенно уверен: что нам теперь некоторых ве­щей знать не дано.

С самыми горячими пожеланиями доброго Вам самочувствия

Искренне Вам преданный Фрейд

 

Сноски: 

[1] Essai sur la mystique et l’action de l’Inde vivante:

  • 1. La vie de Rama Krishna, Stock, Paris 1929.
  • 2. La vie de Vivekananda et l’Evangile universel, 2 vol., Stock, P aris, 1930. 343 

 

О письме:

Библиографический индекс: 1960a
Оригинальное название: Brief an Romain Rolland
Первоисточник (нем.): Briefe 1873-1939, ausgew. u. hrsg. von Ernst und Lucie Freud, Frankfurt am Main 1960
Перевод с немецкого: Райс Э.М.
Источник рус. текста: Фрейд З. Избранное. Том 1. Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd. 1969, с. 343-345 
Последняя редакция текста:  freudproject.ru Last updated: 6 мая, 2019 at 13:18 пп 
Сверка с источником произведена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: