Небиография
Аристотель родился, жил и умер,
а теперь перейдем к его философии.
М. Хайдеггер
В 1924 г. Фрейд написал очерк для IV тома сборника «Die Medizin der Gegenwart in Selbstdarstellungen» [Современная медицина из Первых уст], в последствии он был переиздан отдельными изданиями в 1927-ом и с дополнениями и послесловием Фрейда в 1935-ом. В 1992 году работа впервые была переведена на русский язык Харитоновым М.С. под заголовком «Автобиография». В 2006-ом Восточно-Европейский Институт Психоанализа во II томе своего собрания сочинений Фрейда опубликовал новый перевод Selbstdarstellung озаглавленный «Автопортретом».
1.
Для начала оговоримся, никакая это не «Автобиография», т.е. конечно, это один из возможных вариантов перевода немецкого Selbstdarstellung, но вариант небесспорный, потому что обманывает непосвящённого читателя. И если вы этот читатель, то приготовьтесь разочароваться, так как присущих биографическому жанру деталей здесь мало. 1/6 от всего объема. «О Фрейде» от самого Фрейда вы не почитаете. Эту работу можно озаглавить как «Самопрезентация», «Резюме», если хотите «Автограф» или «Из Первых уст» – в самом абстрактном понимании этих слов, но ни в коем случае не «Автобиографией» и не «Автопортретом». Цели у этого очерка иные.
Перед вами отличное пособие по введению в психоанализ. Основные понятия, постулаты, все кратко и ясно – этакая «Автобиография Психоанализа от Фрейда» – звучит забавно, но, по сути, верно. В этой книге Фрейд рассказывает «биографию» своей интеллектуальной жизни, сердцем которой был именно психоанализ. Он не видел себя вне своих мыслей и открытий, не считал свою буднюю биографию стоящей внимания, поэтому и не жаловал регулярно появляющихся у порога биографов.
Не менее регулярно, Фрейд получал упреки в скрытности и нежелании делиться с широкой публикой своими жизненными перипетиями, в 1935 году он прокомментировал эти претензии в дополнении к обсуждаемой Selbstdarstellung: «что касается моей личности, моей борьбы, разочарований и успехов, общественности знать более подробно не обязательно. И без того я в некоторых своих работах — о толковании сновидений, о повседневной жизни — был откровеннее и честнее, чем это позволяют себе обычно люди, описывающие свою жизнь для современников и потомков. Благодарности за это я не услышал; по своему опыту я никому не посоветовал бы следовать моему примеру».
2.
Все это объяснимо. Биографический жанр как никакой другой соблазняет своей доступностью, а учитывая специфичность заявлений и постулатов Психоанализа, их внезапную возмутительность, категоричность, невиданную дерзость граничащую с абсурдом, шокирующие выводы и утверждения не согласующиеся с общепринятыми представлениями морали, он привлек в свои ряды всех задетых возмутительным, категоричным, дерзким, клеветником, отрицающим общественную мораль и традиционные устои Фрейдом. «Задетые» начинают заниматься биографической археологией богатой на кричащие «сенсационные» выводы, не замечая главной ее опасности – легкость с которой объект исследования превращается в нечто бихевиористичное, существующее в системе «событие – поступок». Собственно, что и произошло со множеством «выводящихначистуюводу» биографий Фрейда, суть которых более чем банальна: «Психоанализ – это самодостаточная секта, его постулаты не понятны, так как не похожи на законы физики (которые, между прочим, верифицируемы), поэтому, в этом нет никакого сомнения, психоанализ всего лишь красивая ложь. Можно не обращать внимания на выдумки своекорыстного Фрейда, который с детства бредил деньгами и властью, поэтому и придумал психоанализ, которым добился всего того чего ему так не хватало». Совсем не удивительно, что именно таких разоблачающих и предвзятых биографий, больше чем исторически нейтральных.
Философы говорят что мыслитель — это прежде всего его мысли. В этом смысле Фрейд как человек и Фрейд как мыслитель – разные фигуры, разные сущности, имеющие свои истории, свои «биографии». Любопытно, что Жак Лакан в середине 20 века планировал организовать журнал в котором под статьями не будет подписей авторов, чтобы их личность и Биография никоим образом не мешали восприятию смысла текста. Этот проницательный француз хорошо понимал зависимость Смысла от культурных предрассудков. К сожалению, вы не найдете подобной позиции у современных биографов Фрейда. Они как правило склонны сильно ретушировать интеллектуальные плоды его жизни в угоду интересов далеких от непредвзятой биографической истины.
Алейников С.В. (2017)
Читать Фрейд З. «Из Первых уст» [Автобиография, Автопортрет]