Одна из первых статей Фрейда о гипнозе. «Лечение души» (1890)

Публикуемый сегодня текст Фрейда взят из первого полутома переводного многотомного сборника: «Здоровье, его сохранение, расстройство и восстановление. Настольная книга для семьи» издаваемого в Санкт-Петербурге в период с 1907 по 1910 год. Оригинальный  сборник «Die Gesundheit: Ihre Erhaltung, ihre Storungen, ihre Wiederherstellung» вышел в 1890 году в недавно созданном штутгартском издательстве: Union Deutsche Verlagsgesellschaft . Это одна из самих ранних статей Фрейда, которая была переведена на русский язык в начале века. Напомню, что к 1907 году в России существовала только одна самостоятельная работа Зигмунда Фрейда и то в виде приложения к журналу «Вестник Психологии, Криминальной Антропологии и Гипнотизма» за 1904 г., речь идет о брошюре под заголовком «О сновидении» о которой, впрочем, знали немногие.

Сборник «Здоровье», безусловно, был рассчитан на состоятельного читателя. Помимо богатого оформления, отличного переплета и множества оригинальных иллюстраций он содержал роскошные, цветные складывающиеся вклейки, что для середины XX было особенно ценно. Это издание имело научно-просветительскую направленность в области медицинского лечения. В нем были затронуты разные сферы знания о человеке от нюансов психического до частностей физиологического.

Статья «Психическое лечение (Лечение души)» была написана в период когда Фрейд особенно тесно начал применять гипнотические техники в своей повседневной практике домашнего врача по психическим заболеванием. В 1889 году вместе со своей пациенткой Анной фон Лейбен он побывал во французском городе Нанси. Там в качестве стажера Фрейд провел несколько недель в клинике известного Ипполита Бернгейма и получил возможность боле тесно ознакомиться с его позицией по отношению к гипнотическим явлениям. Поэтому неудивительно, что именно описанию возможностей гипноза посвящена вторая половина «Психического лечения». Однако, несмотря на то, что в гипнозе Фрейд на тот момент ещё не разочаровался можно увидеть, что уже в 1890 он признавал его ограничения, намекая на более многообещающий «катарстический» метод практикуемый в то время им и Брейером.

Читать «Фрейд З. Психическое лечение (Лечение души) (1890)»

Данная статья интересна ещё и тем, что в ней Фрейд впервые указывает на так называемый «душевный механизм», а иначе говоря на процессы пока ещё не концептуализированного им «бессознательного». Приведу небольшой отрывок:

«Мы можем воспользоваться гипнотическим послушанием для того, чтобы вызвать ряд в высшей степени замечательных явлений, проливающих свет на душевный механизм. Вместе с тем, они вселяют в зрителя неизгладимое убеждение в страшном влиянии психики на тело: мы можем заставить гипнотизированного видеть то, чего нет, и запретить ему видеть то, что есть. <…> Мы можем внушить гипнотизированному совершить известное действие только через определенное время после пробуждения от гипноза (послегипнотическое внушение), и гипнотизированный выдерживает этот срок и затем, уже в состоянии бодрствования, исполняет внушенное действие, не будучи в состоянии мотивировать его. Если спросить, почему он это сделал сейчас, то он либо ссылается на какой-то смутный импульс, которому он не мог противостоять, или он находит первый подходящий повод, тогда как истинная причина, именно сделанное ему внушение, остается для него скрытой».

В остальном же, конечно, статья больше публицистическая и просветительская. Она не содержит каких-либо сложных теоретических построений и конструкций, изложенное в ней без каких-либо трудностей воспринимается и в наше время.

Конец восьмидесятых и начало девяностых XIX века является поворотным этапом в жизни Фрейда. Он постепенно уходит от удобных и так сказать «общепризнанных» сфер научной деятельности в области органической анатомии и поворачивает на неизведанную тропу догадок и предположений не сулящих на тот момент ему ничего кроме осуждения классических венских профессоров.

Именно в этот период публикуются его последние неврологические работы, такие как книга об афазии, работа об анатомии мозга о которой о которой он упоминает в своем письме Вильгельму Флиссу, а также работы по детскому церебральному параличу написанные в соавторстве с его другом Оскаром Ри. Все эти действительно стоящие изыскания в большинстве своем будут оценены значительно позже.

О начале девяностых в своей биографии Фрейд с присущей ему самокритичностью и даже с некоторым пренебрежением напишет в статье «Автопортрет» опубликованной в 1924 году:

«В 1886-1891 годах я мало занимался научной работой и почти ничего не публиковал. Моей задачей тог­да было найти себе место в новой профессии и обеспе­чить свое материальное положение, а также состояние моей быстро возраставшей семьи.

 В 1891 году появилась первая из работ о параличе мозга у детей, сделанная совместно с моим другом и помощником д-ром Оскаром Pи. В том же году я получил предложение принять участие в работе над медицинским справочником и изложить учение об афазии, в котором тогда господство­вала чисто локализаторская точка зрения Вернике-Лихтгейма. Небольшая критико-теоретическая книга «К по­ниманию афазии» была плодом этих усилий. Теперь следует, однако, рассказать, как получилось, что научные исследования снова стали главным интере­сом моей жизни»

Правда, приходилось в таком случае отказаться от лечения органических нервных болезней, но это меня не очень заботило. Потому что, с одной стороны, лечение таких болезней вообще не сулило радужных перспектив, с другой стороны, в практике городских частных врачей число подобных больных было ничтожно малым по срав­нению со множеством неврозов, которых становилось вдобавок еще больше благодаря тому, что больные, не добившись улучшения, перебегали от одного врача к другому. Вообще же работа с гипнозом была поистине соблазнительной. Впервые я не чувствовал себя бессиль­ным, слава чудодея была лестной».

Фрейд полностью откажется от применения гипноза примерно к середине 90-х годов XIX века. Позднее он признается, что к этому решению он пришел благодаря своим пациентам. Именно они научили его, что «Лечение посредством гипноза — бессмысленное и бесполезное занятие». Как верно отметит Питер Гай в своей биографии первого психоаналитка: «то был поворотный момент, побудивший его «создать более осмысленную психоаналитическую терапию». Фрейд относился к той категории врачей, которые превращают свои ошибки в источник открытий».

Читать «Фрейд З. Психическое лечение (Лечение души) (1890)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: