Одна из первых статей Фрейда о гипнозе. «Лечение души» (1890)

Публикуемый сегодня текст Фрейда взят из первого полутома переводного многотомного сборника: «Здоровье, его сохранение, расстройство и восстановление. Настольная книга для семьи» издаваемого в Санкт-Петербурге в период с 1907 по 1910 год. Оригинальный сборник «Die Gesundheit: Ihre Erhaltung, ihre Storungen, ihre Wiederherstellung» вышел в 1890 году в недавно созданном штутгартском издательстве: Union Deutsche Verlagsgesellschaft . Это одна из самих ранних статей Фрейда, которая была переведена на русский язык в начале века. Напомню, что к 1907 году в России существовала только одна самостоятельная работа Зигмунда Фрейда и то в виде приложения к журналу «Вестник Психологии, Криминальной Антропологии и Гипнотизма» за 1904 г., речь идет о брошюре под заголовком «О сновидении» о которой, впрочем, знали немногие.
Сборник «Здоровье», безусловно, был рассчитан на состоятельного читателя. Помимо богатого оформления, отличного переплета и множества оригинальных иллюстраций он содержал роскошные, цветные складывающиеся вклейки, что для середины XX было особенно ценно. Это издание имело научно-просветительскую направленность в области медицинского лечения. В нем были затронуты разные сферы знания о человеке от нюансов психического до частностей физиологического.
Статья «Психическое лечение (Лечение души)» была написана в период когда Фрейд особенно тесно начал применять гипнотические техники в своей повседневной практике домашнего врача по психическим заболеванием. В 1889 году вместе со своей пациенткой Анной фон Лейбен он побывал во французском городе Нанси. Там в качестве стажера Фрейд провел несколько недель в клинике известного Ипполита Бернгейма и получил возможность боле тесно ознакомиться с его позицией по отношению к гипнотическим явлениям. Поэтому неудивительно, что именно описанию возможностей гипноза посвящена вторая половина «Психического лечения». Однако, несмотря на то, что в гипнозе Фрейд на тот момент ещё не разочаровался можно увидеть, что уже в 1890 он признавал его ограничения, намекая на более многообещающий «катарстический» метод практикуемый в то время им и Брейером.
Читать «Фрейд З. Психическое лечение (Лечение души) (1890)»
Данная статья интересна ещё и тем, что в ней Фрейд впервые указывает на так называемый «душевный механизм», а иначе говоря на процессы пока ещё не концептуализированного им «бессознательного». Приведу небольшой отрывок:
«Мы можем воспользоваться гипнотическим послушанием для того, чтобы вызвать ряд в высшей степени замечательных явлений, проливающих свет на душевный механизм. Вместе с тем, они вселяют в зрителя неизгладимое убеждение в страшном влиянии психики на тело: мы можем заставить гипнотизированного видеть то, чего нет, и запретить ему видеть то, что есть. <…> Мы можем внушить гипнотизированному совершить известное действие только через определенное время после пробуждения от гипноза (послегипнотическое внушение), и гипнотизированный выдерживает этот срок и затем, уже в состоянии бодрствования, исполняет внушенное действие, не будучи в состоянии мотивировать его. Если спросить, почему он это сделал сейчас, то он либо ссылается на какой-то смутный импульс, которому он не мог противостоять, или он находит первый подходящий повод, тогда как истинная причина, именно сделанное ему внушение, остается для него скрытой».
В остальном же, конечно, статья больше публицистическая и просветительская. Она не содержит каких-либо сложных теоретических построений и конструкций, изложенное в ней без каких-либо трудностей воспринимается и в наше время.
Конец восьмидесятых и начало девяностых XIX века является поворотным этапом в жизни Фрейда. Он постепенно уходит от удобных и так сказать «общепризнанных» сфер научной деятельности в области органической анатомии и поворачивает на неизведанную тропу догадок и предположений не сулящих на тот момент ему ничего кроме осуждения классических венских профессоров.
Именно в этот период публикуются его последние неврологические работы, такие как книга об афазии, работа об анатомии мозга о которой о которой он упоминает в своем письме Вильгельму Флиссу, а также работы по детскому церебральному параличу написанные в соавторстве с его другом Оскаром Ри. Все эти действительно стоящие изыскания в большинстве своем будут оценены значительно позже.
О начале девяностых в своей биографии Фрейд с присущей ему самокритичностью и даже с некоторым пренебрежением напишет в статье «Автопортрет» опубликованной в 1924 году:
«В 1886-1891 годах я мало занимался научной работой и почти ничего не публиковал. Моей задачей тогда было найти себе место в новой профессии и обеспечить свое материальное положение, а также состояние моей быстро возраставшей семьи.
В 1891 году появилась первая из работ о параличе мозга у детей, сделанная совместно с моим другом и помощником д-ром Оскаром Pи. В том же году я получил предложение принять участие в работе над медицинским справочником и изложить учение об афазии, в котором тогда господствовала чисто локализаторская точка зрения Вернике-Лихтгейма. Небольшая критико-теоретическая книга «К пониманию афазии» была плодом этих усилий. Теперь следует, однако, рассказать, как получилось, что научные исследования снова стали главным интересом моей жизни»
Правда, приходилось в таком случае отказаться от лечения органических нервных болезней, но это меня не очень заботило. Потому что, с одной стороны, лечение таких болезней вообще не сулило радужных перспектив, с другой стороны, в практике городских частных врачей число подобных больных было ничтожно малым по сравнению со множеством неврозов, которых становилось вдобавок еще больше благодаря тому, что больные, не добившись улучшения, перебегали от одного врача к другому. Вообще же работа с гипнозом была поистине соблазнительной. Впервые я не чувствовал себя бессильным, слава чудодея была лестной».
Фрейд полностью откажется от применения гипноза примерно к середине 90-х годов XIX века. Позднее он признается, что к этому решению он пришел благодаря своим пациентам. Именно они научили его, что «Лечение посредством гипноза — бессмысленное и бесполезное занятие». Как верно отметит Питер Гай в своей биографии первого психоаналитка: «то был поворотный момент, побудивший его «создать более осмысленную психоаналитическую терапию». Фрейд относился к той категории врачей, которые превращают свои ошибки в источник открытий».