Письмо З. Фрейда — Вильгельму Флиссу (26.04.1904)

Дорогой Вильгельм: [1] [2] 

Так как я пишу тебе после столь длительного перерыва [3], ты наверняка подумаешь, что причиной моего письма послужил какой-то практический мотив, а не эмоциональный порыв. Так оно и есть.
Я бы хотел, чтобы мы вновь услышали друг друга, следующим образом: несколько компетентных молодых врачей, которые — не хочу скрывать от тебя — принадлежат к кругу моих учеников [4], планируют в ближайшее время попытаться организовать публикацию научного журнала, посвященного «биологическим и психологическим исследованиям сексуальности». Они будут просить тебя о сотрудничестве, и, опережая их, я хотел бы попросить тебя не отказывать им как в своем имени, так и в своем участии. Они верят, что время пришло, поскольку повсюду проявляются признаки согласия с моими взглядами. Недавно я нашел совершенно поразительное признание моей позиции в книжной рецензии действующего цюриховского психиатра [Эйгена] Блейлера, опубликованной в Мюнхенском медицинском еженедельнике [5].
Просто представь, профессор психиатрии и мои † † † [6] Исследования истерии и сновидений, которые до сих пор нарекались омерзительными! Теперь уже не кажется невозможным, что я самолично смогу стать свидетелем отдельных перемен. Я никогда не сомневался лишь в посмертной победе.

Ты, должно быть, получил работу д-ра Свободы [7], к которой я, в некоторой степени, имею отношение в качестве интеллектуального инициатора, впрочем, я не хотел бы быть её автором. Тип: Типичность [Gattung: Gattel] [8]. Но я верю, что теперь в моем распоряжении появится более качественный исследовательский материал.

Я, конечно, с большим нетерпением, так, как никогда прежде, жду идей и построений которые ты предоставишь нам в своей новой книге.

С сердечным приветом,
Твой
Зигм.

 

Сноски:

[1] Фрагменты как из данного письма, так и писем от 23 и 27 июля 1904 года, были процитированы в памфлете Флисса: «По праву владения. Против Отто Вайнингера и Германа Свободы». («In eigener Sache. Gegen Otto Weininger und Hermann Swoboda»), опубликованного в 56 номере журнала «Die Zukunft» (Будущее) в 1906 году. Памфлет сильно задел Фрейда, считавшего использование личной переписки недопустимым приемом.
Оригиналы названных писем хранятся в Национальной библиотеке Израиля.

[2] Фрейд использует формальное приветствие: «Дорогой Вильгельм» (Lieber Wilhelm), вместо более личного: «Мой дорогой Вильгельм» (Teurer Wilhelm).

[3] Последнее письмо было отправлено более двух лет назад.

[4] Речь в первую очередь о членах Психологического общества по средам организованного в октябре 1902 года.  В первые годы в него входили: Виль­гельм Штекель, Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер

[5] В кратком обзоре книги Леопольда Левенфельда «Навязчивые психические симптомы» опубликованном в Мюнхенском медицинском еженедельнике (Munchener medizinische Wochenschrift) №51, 1904, стр. 718, Эйген Блейлер пишет:

«Фрейд в своих исследованиях истерии и сновидений показал нам часть нового мира, но отнюдь не все. На его сцене наше сознание созерцает лишь марионеток; в фрейдистском мире раскрыты множество нитей двигающих эти фигуры».

Реакция Фрейда, позволяет предположить, что он не знал о предыдущем отзыве Эйгена Блейлера, также касавшегося Исследований истерии, опубликованного в том же еженедельнике, но десятью годами ранее – в 1896 году. Он был таким же кратким:

«…Тем не менее, тот факт, что книга привносит совершенно новый взгляд на работу психики, делает ее одним из самых важных вкладов в область нормальной и патологической психологии за последние годы».

Другой отзыв Блейлера от 1904 года был бы не менее приятен Фрейду. Его можно найти в кратком резюмировании книги Эмиля Раймана – «Истерические расстройства психики» [Emil Raimann, Die hysterischen Geistesstorungen. Leipzig: Deuticke, 1904)], опубликованного в все том же Мюнхенском медицинском еженедельнике:

«…Правда, автор не верит в исключительное значение сексуальности, ему недостает понимания конверсии и проч.; тем не менее, он считает метод Фрейда незаменимым для более глубокого понимания как здоровой, так и больной психики».

Все эти отзывы, делают Эйгена Блейлера первым европейским психиатром признавшим практическую ценность идей Фрейда.

[6] В письме нарисованы три креста. В крестьянских домах этот знак наносили на внутренней части двери, чтобы защититься от опасности или дурного глаза. Их можно найти в письмах Флиссу за 5 ноября 1899 и 8 мая 1901 г. 
Редакторами первого издания писем (1950), три креста были заменены латинской крылатой фразой «Absit omen!» (Пусть это не будет дурной приметой; да не будет это дурным предзнаменованием).

[7] Герман Свобода «Цикличность в человеческом организме в ее психологическом и биологическом смысле» (Hermann Swoboda, Die Periode des menschlichen Organismus in ihrex psychologischen und biologischen Bedeutung (Leipzig and Vienna: Franz Deuticke 1904).

[8] Сложно переводимая игра слов. Gattung по-немецки: тип, порода, жанр. Gattel – фамилия первого ученика Фрейда.
Феликс Гаттел [Felix Gattel] (1870-1904) был первым учеником Фрейда не оправдавшим его надежд. Здесь, приводится как пример посредственности.

 

Вернуться к списку писем

 

О письме:

Библиографический индекс: 1985c 
Источник: freudproject.ru
Оригинальное название: The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess
Первоисточник: The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess, 1887-1904 / Translated and edited by J.M. Masson. Cambridge (Marr.)-London, 1985
Перевод с английского: Алейников С.В.
Редакторы Алейников С.В., Батова О.Б.
Last updated: 4 апреля, 2019 at 17:08 пп 
Запрещено воспроизведение данного перевода без согласования с редакцией проекта «Весь Фрейд».
Заметили ошибку? Дайте нам знать, нажав на клавиатуре комбинацию клавиш CTRL + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: